Если жена уверяет, что ей нечего надеть, а муж меняет машину за машиной пора к психиатру
«Все началось с того, что мои любимые сапоги, в которых я ходила на работу, в гости, по магазинам, в общем, везде, начали от старости расползаться по швам. Одновременно с этим кончились продукты в холодильнике, а в почтовом ящике я нашла предупреждение, что, если не заплачу по кредиту в течение десяти дней, банк подаст на меня в суд. Но это еще не все. Накануне меня бросил бой-френд, а начальница понизила в должности за то, что я по этому случаю три дня не ходила на работу. В общем, весь мир как будто сговорился, чтобы сжить меня со свету. Хотелось лечь в гроб и дождаться, когда этот бой-френд, эта начальница и все прочие мои враги придут на мои похороны. И вот тогда я восстану из гроба и скажу им все, что о них думаю.
Вместо этого я села в машину и поехала по магазинам. Покупку продуктов решила оставить на потом. Занялась поисками сапог. Все, что попадалось на глаза, вызывало отвращение. Наконец я увидела ИХ. Это были потрясающие сапоги: цвет, фасон, каблук, декоративная пряжка все так, как я представляла себе идеальную вещь, о которой можно мечтать, но купить нельзя, потому что цена составляла половину моей зарплаты. С собой у меня столько не было, но я съездила домой, взяла из «заначки» деньги и приобрела предел своих мечтаний. В тот день я поняла, что никогда больше не куплю дешевых сапог.
Сапоги потребовали соответствующей сумки. Приобретя сумку, я поняла, что в этом комплекте мое пальто смотрится просто неприлично. В общем, все как в рассказе Чехова, где героиня купила бантик, а потом разорилась, потому что к бантику понадобилась шляпка, к шляпке платье, к платью украшения и так далее.
Теперь я уже не могу купить обычные джинсы. Только штаны с лейблом «D&G«. Китайские кроссовки из дерматина к ним не подходят. Нужны туфли Manolo. Еще к этому прикиду требуется соответствующая прическа (не из парикмахерской на углу) и косметика как минимум из бутика Shiseido. Поэтому я работаю на трех работах, почти ничего не ем, не езжу в отпуск, постоянно беру кредиты в банке и у знакомых. Вещи мной управляют! И я ничего не могу поделать с этим».
Это не статья из женского журнала. Это исповедь гламуроголички, пересказанная корреспонденту «ВН» новосибирским психотерапевтом Альфредом Аппелем. Альфред Арнольдович специализируется на гламуроголизме в течение трех лет.
Как-то ко мне пришел мужчина (в народе их принято называть «новыми русскими») и сказал, что вдобавок к уже имеющимся проблемам у него появилась еще одна: жена целыми днями ездит по модным бутикам и ворохами скупает тряпки, рассказывает Альфред Аппель. Пообщавшись с женщиной лично, я понял, что это действительно болезнь, сродни наркомании, только, в отличие от последней, малоизученная и совершенно не раскрученная в смысле антипропаганды.
Тысяча и одна китайская кофточка
Для московских психотерапевтов гламуроголизм уже не экзотическое явление, а весьма распространенная форма болезненной зависимости. Доктор Аппель был убежден, что это недуг исключительно богатых бездельниц, «тронувшихся умом» под влиянием глянцевых журналов и изобилия дорогих бутиков. Однако со временем Альфред Арнольдович определил, что в провинции гламуроголизм имеет свои проявления. Провинциалке для того, чтобы заболеть этим психическим расстройством, вовсе необязательно быть богатой и знаменитой.
Машу привела ко мне одна из моих постоянных клиенток, вспоминает он один из случаев в своей практике. Они вместе учились в институте. Только потом моя клиентка стала работать референтом у президента известной фирмы, а Маша руководительницей кружка в школе. Проблема девушки заключалась в том, что она не могла спокойно пройти мимо развалов с тряпьем. Каждый раз, оказываясь на микрорынке, в переходе метро или на барахолке, она покупала себе какую-нибудь кофточку, юбочку, шарфик, сумочку и так далее. Когда в ее квартире остался лишь старый шифоньер, набитый тысячью китайских кофточек, а сама Маша стала падать в обмороки от голода, подруги поняли, что девушка психически больна.
Но тот, кто думает, что гламуроголизм чисто женская болезнь, ошибается.
Разница лишь в том, что, если женщины, страдающие этой манией, скупают шмотки и косметику, то мужчины-гламуроголики каждые три месяца меняют свой автомобиль на более модный, тратят уйму денег на бесконечный апгрейд компьютеров, сотовых телефонов, видео- и аудиоаппаратуры, поясняет Арнольд Аппель. И только потому, что в специализированных журналах им пишут, что привод MSI, которым оснащен их компьютер, морально устарел и надо срочно купить новый, отвечающий современным требованиям. Или что шнур за 10 долларов это «отстой», а вот за 500 это вещь. Убедить их в том, что записи, которые они слушают, сделаны через шнур за 1,5 доллара и из-за этого они не почувствуют разницы между шнуром за 10 и шнуром за 500 невозможно.
Первым симптомом гламуроголизма следует считать фразу девушки: «Ах, мне совершенно нечего надеть!». Она должна насторожить близких не меньше, чем исколотые вены или неадекватное поведение. Дальнейшее развитие болезни симптоматически выражается оборотами: «Пришлось занять 400 долларов и купить этот носовой платочек», «она настолько опустилась, что носит прошлогоднего Ферре!», «я не могу пойти на эту вечеринку, потому что в моем «прикиде« меня там просто засмеют».
Кошка на мышке
Причины нездорового увлечения модой, по мнению Альфреда Аппеля, кроются в подсознании и закладываются туда в подростковом возрасте: «Когда у девочки начинается сексуальное созревание, первый сексуальный объект, который она видит перед собой, ее отец. Она хочет привлечь к себе его внимание. Отец же, вместо того, чтобы сходить с дочерью в парк, купить ей новое платье и просто поговорить, ложится на диван и прикрывается газетой. Девочка делает вывод: самый близкий и самый любимый мужчина ее отверг. Значит, она плохая. Что в понимании 13-летней девочки значит «плохая»? Некрасивая, сексуально непривлекательная. Что нужно сделать, чтобы стать «хорошей»? Одеться помоднее, накраситься поярче, сделать экстравагантную прическу.
Существует и ряд других причин возникновения гламуроголизма. Например, классовая ненависть. Человек по тем или иным причинам не отождествляет себя с обеспеченными людьми, но тем не менее хочет быть на них похожим.
Гламуроманок видно сразу, рассказывает продавец одного из бутиков галереи «Фестиваль» Марина, обычные состоятельные женщины, для которых покупка дорогой одежды заурядное дело, со снисходительным видом проходят между рядами, выбирают что-то одно, быстро меряют и покупают или не покупают. Гламуроманки рассматривают товар с особым придыханием и блеском в глазах. Они могут проводить в магазине много часов. Если какая-то вещь им приглянулась, они будут через день заходить и смотреть на нее, пока не накопят денег. А прежде чем купить какую-то одну вещь, гламуроманка перемеряет весь магазин.
Еще одна и, возможно, самая распространенная причина гламуромании рекламное зомбирование. В глянцевых журналах нам показывают супердорогие вещи, сопровождая текстом типа: «Комплексы будут уговаривать тебя: сэкономь, купи вот эту юбку она нормальная. Но слушать комплексы не надо. Надо слушать себя симпатичную, современную, толковую девушку, которая знает, чего достойна». А что слышится с экрана? «Купи супердорогую косметику ведь ты этого достойна!». Что видим на экране? Героиню в культовом сериале «Секс в большом городе», которая ходит в туфлях Manolo, платьях от «D&G» и носит сумки «Prada». И пусть платье «D&G» сидит на тебе, пардон, как на корове седло, потому что сшито на дистрофичную манекенщицу двухметрового роста, а у тебя нормальный рост и нет гельминтоза все равно купи! Наплюй на то, что после покупки косметики «L, Oreal» у тебя не останется денег, чтобы заплатить за детский сад, ты же достойна! На чем подлавливают нас хитрые мерчендайзеры?
Мне стоило большого труда разубедить свою жену покупать устройство компьютерного позиционирования за три тысячи рублей, вспоминает Альфред Аппель. Мышка понравилась ей только потому, что на коробке была нарисована кошка. Я объяснял, что эта мышка ничем не отличается от вон той в мешочке, которая на 500 рублей дешевле. Но она «зациклилась» на кошке и все. На торговые фирмы ведь работают целые армии психологов, которые учитывают все нюансы нашего восприятия. С этой целью, например, на 68 процентах рекламной продукции изображают женщин. Чаще они оказываются лежащими и обязательно с согнутыми в коленях ногами. Это классический прием, который рекламисты открыли еще в 4050 годы. Женщина с согнутыми ногами выражает сексуальную доступность. Таким образом, реклама или картинка на упаковке предполагает освобождение либидо не сексуальными действиями, а посредством покупки.
«Детка, тебя разводят!»
Если болезнь не зашла слишком далеко и не является следствием более глубоких психических расстройств, лечение, по доктору Аппелю, сводится к внушению больной или больному двух простых мыслей. Первая: «Детка, тебя разводят!»
Был в моей практике такой случай, приводит он очередной пример. Сын одного из моих клиентов позвонил и сказал, что его автомобиль сломался на улице, отец не может примчаться к нему на помощь, поскольку занят и, кроме меня, ему не к кому больше обратиться. Я поехал и обнаружил этого юношу за рулем очень модного, но совершенно «мертвого» автомобиля. Юноша был в полной прострации, потому что продавцы из автосалона, которым его папа отвалил сумму, равную стоимости небольшой квартиры, обещали десять лет безотказной работы. А машина сломалась на следующий день после того, как кончилась гарантия. Я подцепил тросом эту импортную «консервную банку» к своей «десятке». «Зачем вы ее купили? сморщив носик, вопросил юноша, глядя на мой автомобиль. Никто из приличных людей не ездит на этих монстрах отечественного автопрома». «Никто из приличных людей не застревает посреди улицы из-за того, что у них ни с того, ни с сего сдохла тачка. А мой «монстр« работает. Но если он даже сломается, я знаю, как его починить», парировал я.
В общем, кроме того, что его «развели», я хотел сказать этому парню еще вот что: ни супермодный автомобиль, ни наличие шмоток от дизайнеров с мировым именем не придадут ему неземной красоты, потому что красота и стиль это следствие наличия ума, чувства умеренности, вкуса и индивидуальности.
Ну а главный способ защиты от пагубного влияния рекламы и моды на нашу психику постоянный самоконтроль и удовлетворенность, умение принимать себя и жизнь такими, какие они есть. Действительно, не в шмотках счастье. И даже не в их количестве.