В Новосибирском государственном техническом университете начинается реставрация двух советских штурмовиков, найденных на полях боевых сражений.
Преподаватель факультета летательных аппаратов (ФЛА), кандидат технических наук Евгений Подружин охотно согласился сопровождать нас по закоулкам истории и университетских ангаров.
Прибыли к нам эти самолеты из-под Питера в феврале прошлого года, рассказывает он по пути. Почему именно в Новосибирск? Постарался Владимир Бернс бывший выпускник НЭТИ, ныне преподает на ФЛА курс испытаний авиатехники, и к тому же предприниматель. На счету его фирмы «Авиареставрация» уже более полутора десятков реконструированных самолетов разных типов, в том числе немецкий «Юнкерс», перевезенный в Новосибирск из Саян. Жаль, что Бернс сейчас в длительной командировке, так что смотрите, снимайте, а я буду пояснять.
Идем в ангар. И первая неожиданность: за обычными дверями вузовской аудитории открывается грандиозная панорама ангара. В углу Ми-8, а прямо перед нами полусобранный красавец-гигант многоцелевой самолет Су-27.
Поместили мы его сюда летом, в прошлом году, рассказывает подключившийся к нам Вячеслав Гриценко, преподаватель военной кафедры. Шел дождь. Несмотря на это, собралось много зевак. Транспорт сопровождала милиция, ГАИ. Сейчас собираем помаленьку.
Как же он поместится, с 30 метровым размахом крыльев?!
Войдет! Все уже рассчитано. Он, кстати, и без крыльев уже живет! Подключаем электропитание, и агрегаты работают. Ребята изучают материальную часть самолета. Тренируются
Следующее помещение зал статических испытаний. По дороге Подружин с Гриценко уже проинформировали, что в нем гордость советской авиации Ил-2! Легендарный «летающий танк», сбрасывавший бомбы и реактивные снаряды на головы фашистов!.. И вторая неожиданность: вместо «летающего танка» перед нами груды искореженного, тронутого ржавчиной металла и очертания того, что называлось самолетами. Наиболее сохранилась часть кабины пилота, закованная в броню, фрагменты фюзеляжа и крыльев одного из Илов. Кое-где на обломках осталась земля и сухая трава. Наверное, с того самого болота, куда рухнул «раненый» штурмовик.
И из всего этого вы собираетесь сделать работоспособную, летающую машину?!
Специалисты брались за самолеты, которые находились в более плачевном состоянии. Восстанавливали в прямом смысле слова из металлолома, пожимает плечами Подружин. Конечно, потребуется время несколько лет работы. Но сомнений нет самолет взлетит обязательно
Это хорошая практика. И полезная работа для молодых ребят, как для будущих спецов-авиатехников разбирать, развинчивать, расклепывать, производить дефектацию обломков. Хотя, признается Подружин, первоначального творческого запала многих ребят хватило ненадолго.
До прибытия Илов они с нетерпением ждали, косяками ходили: когда же начнем! говорит Евгений Герасимович. Потом, когда увидели объем работы, многие испугались. Осталось около пятнадцати человек. Сейчас закупаем специальное оборудование, инструменты, и через две недели работы должны начаться. Какие-то узлы останутся и будут использованы, многое другое нужно изготовить заново. Монтаж и отладку будут производить уже опытные специалисты «Авиареставрации». Наша же задача разобраться во всех деталях, очистить фрагменты от грязи и ржавчины.
Интересно, кто входил в последний экипаж этого самолета. Остались ли живы. Может быть, наши земляки, новосибирцы
Да, соглашается Гриценко. Судя по тому, что самолет не взорвался и не развалился на мелкие куски, грохнувшись с большой высоты, экипаж мог остаться в живых. Это, скорее всего, была вынужденная посадка из-за неполадок в моторе. Мы нашли на обломках лишь одно отверстие от снаряда в том месте на броне, где находился двигатель. Вообще, в то время ни одна армия в мире не имела даже приблизительно равного Илу самолета-штурмовика. Его боевые качества были уникальными. От всех существовавших тогда машин он отличался тем, что экипаж и все жизненные части защищались бронированными листами. В том числе стойки шасси. Они с колесами складывались назад и убирались в крыло. Но даже не это было достоинством самолета. Необычным было то, что выступающая часть шасси также закрывалась обтекателем из брони, который защищал колеса от снарядов и пуль. Бортовое вооружение устанавливалось в крыле, а бомбодержатели во внутренних отсеках центрального корпуса. Помимо этого, под крылом штурмовика находились направляющие механизмы для реактивных снарядов. Вот, посмотрите здесь хорошо видны направляющие «дорожки»
В целом Ил-2 был готов уже в апреле 1941 года. Однако горький опыт первого года войны показал, что одноместному штурмовику трудно отражать атаки сзади. Относительно малая скорость первых таких самолетов 320340 км/ч, высота до 4000 метров, большая масса и тяжесть конструкции снижали его маневренность и он был слишком уязвим для любого оружия врага. Его доставали и зенитки с земли, и пушки фашистских истребителей. Личный состав эскадрилий Ил-2 нес огромные потери. Бывало, за 10 успешных боевых вылетов летчик штурмовика получал звание Героя Советского Союза, в то время как на обычном истребителе только после ста вылетов.
С 1942 года заводы начали производить новый, модифицированный Ил-2. Улучшенная аэродинамика и более мощный двигатель позволили при возросшем взлетном весе обеспечить невиданную ранее для штурмовика скорость до 420 км/час. Теперь он поднимался на высоту более 6 км. Двухместный Ил-2 с успехом применялся для уничтожения морских кораблей, железнодорожных эшелонов и автомобильных колонн. Основным же его назначением была непосредственная поддержка войск на поле боя с танковыми и моторизованными группировками, а также в ближних тылах, на переправах, при подготовке атак. По «тиражу» самолет Ил-2 не имел себе равных. Заводы построили более 36 тысяч машин этого типа.
Немцы так до конца войны и не научились сваривать броню так, как это делали мы, «лапотники», подытоживая нашу экскурсию, сказал Евгений Подружин.
Расставаясь, мы договорились встретиться еще раз, но уже с участием Владимира Бернса. Все же очень интересно узнать, кто и где нашел эти самолеты. И какова будет дальнейшая судьба возрожденных Илов, собранных новосибирскими умельцами. А еще подумалось, частный бизнес он всякий бывает. Будь то тряпки, макароны, нефть или собственные знания и интеллект. Но есть и такие, кто возвращает из небытия нашу славную историю. Копаясь в грязи, таская искореженные куски металла. Пусть и не бескорыстно. Но делают это, и в результате история поднимается до небесных высот.