Святой Патрик не имеет отношения ни к пиву, ни к России
Сегодня католический мир отмечает день святого Патрика. Святой епископ Патрик Ирландский жил в V веке и приложил немало усилий для просвещения языческого кельтского народа светом Христовой истины. Поэтому и титул у него соответствующий просветитель. Существует предание о том, как епископ-просветитель растолковывал людям идею Единой Троицы на примере трилистника: «Также как три листа могут расти от одного дерева, так и Бог может быть един в трёх Лицах». Святой Патрик для ирландцев, как святой князь Владимир для русских. Под его влиянием 5 апреля 433 года крестился брат ирландского короля, и с тех пор дата эта считается датой Крещения Ирландии. Но национальным ирландским праздником стал не день Крещения страны, а день памяти святого, который эту страну окрестил.
Практически во всех столицах мира сегодня пройдут праздничные карнавальные шествия, а самым востребованным напитком на этом празднике будет пиво. Традиция устраивать в день памяти святого карнавал установилась с 1762 года, когда в Нью-Йорке пьяные солдаты-ирландцы под звуки оркестра направились в пивную, размахивая национальными флагами. К ним присоединились городские жители ирландского происхождения, и шествие это настолько понравилось, что на следующий год его решили повторить. С тех пор народные гулянья в день святого Патрика, напоминающие русскую Масленицу, стали национальной ирландской традицией. Чтобы праздник не превращался в пивной загул, в Ирландии в этот день запрещали торговать пивом. Но в 70-х годах прошлого столетия запрет был снят, и к проведению праздника тут же подключились пивные компании, сделав пиво неотъемлемым атрибутом дня святого Патрика, а сам праздник стал чуть ли не международным. Докатился он и до Москвы, где, несмотря на то, что ирландцев раз, два и обчёлся, «патричный» праздник с некоторых пор отмечается очень широко.
Первое карнавальное шествие в день святого Патрика прошло на Новом Арбате в 1992 году по инициативе «Русского кельтского общества» объединения любителей кельтской этнографии. После трёхлетнего перерыва в конце 90-х годов возрождённый праздник проводится с таким размахом, что ГИБДД в день его проведения вынуждена даже перекрывать движение автомобильному транспорту. В Москве праздник отмечают, как правило, в следующее за 17 марта воскресенье. В этом году празднество пройдёт 20 марта в первое воскресенье Великого поста. Не успев отойти от разгульной полуязыческой Масленицы, москвичи уже готовятся к следующему карнавалу, для чего шьют смешные маски и костюмы традиционно зелёного цвета. Пивные же компании запасаются пивом для праздничной реализации. К сожалению, это стало уже традицией, когда праздник, имеющий христианские корни, незаметно превращается в очередное разгульное веселье для публики и средство наживы для коммерсантов.
К слову будет сказано, что в этот разряд попали и некоторые православные праздники. Взять хотя бы то же «Прощеное воскресенье» последний день Масленицы. В прежние времена в этот день верующие утром, как обычно, молились в церкви за литургией, в течение дня посещали болящих близких и просили у них прощения накануне Великого поста, а вечером чин прощения совершался уже в храме. В последние годы «Прощеный день» стал проходить несколько по иной схеме. Сразу же по окончании воскресной службы энтузиасты отправляются гулять «Широкую Масленицу» с кулачными боями и взятием снежного городка, хотя эта масленичная забава в прежние времена проводилась во вторничные «Заигрыши» или четверговый «Обжорный день». Забава забавой, а без подбитого глаза или вывихнутой руки такие мероприятия заканчиваются редко, и потому пропустить пару дружеских стопариков по окончании штурма снежной крепости, «чтоб не помнить зла», дело обычное. Ну чем не чин прощения?
Так что переносить разгульные праздники на воскресенье, которое, как известно, во всех христианских конфессиях принято посвящать Богу, это уже современная российская традиция. В этом году гулянье в честь святого Патрика пришлось на день, названный в церковном православном календаре Неделей (что означает воскресенье) Православия. Посвящён этот день осуждению еретиков и бесовских уклонений от истины. А именно бесовщиной верующие называют «патричные» гулянья, которые устраиваются каждый год во время Великого поста в столице государства с древними православными традициями. Так что в этот день под церковную анафему попадут не только древние и современные еретики, но и веселящиеся на Новом Арбате москвичи, оскорбляющие и Великий пост, и святого Патрика. Это что касается православных москвичей, а с ирландскими католиками рано или поздно разберётся сам святой Патрик. По преданию ирландский просветитель выпросил у Бога несколько привилегий, одна из которых право самому судить ирландцев на Страшном Суде. Так что, думается, спросит он с них и за маски, и за пляски, да и за пиво тоже.