Сегодня девять дней со дня смерти солистки НГАТОиБ, народной артистки СССР, профессора НГК, почетного жителя Новосибирска Лидии Мясниковой
«Царица театра», «жемчужина сцены«, «человек-легенда» так называли Лидию Владимировну почитатели ее таланта.
Ни для кого не секрет, что легенды живут ровно столько, сколько их помнят. Ученики и коллеги говорят, что Лидия Владимировна оставила в их сердцах светлую память.
Впервые я увидела ее на сцене нашего театра в начале семидесятых, вспоминает ученица Мясниковой заслуженная артистка России Елена Радченко. Лидия Владимировна пела Графиню в «Пиковой даме». Ее шикарный, мягкий, чарующий голос поразил меня, можно даже сказать, предрешил мою судьбу. Я стала певицей
Вторая встреча с властной Графиней у Елены состоялась в 1982 году на вступительных экзаменах в Новосибирской консерватории. После экзамена Лидия Владимировна подошла к девушке и заявила: «Деточка, я беру тебя к себе в класс». Елена тогда была на седьмом небе от счастья.
Мое первое впечатление на ее уроке? Страх, смеется Елена. О Лидии Владимировне говорили как о властной, требовательной женщине, которая могла в разговоре такое крепкое словцо применить, что волосы дыбом вставали. Но между нами как-то сразу сложились трепетные, доверительные отношения. Она знала о своих учениках все их беды и радости. Умела вовремя помочь, подсказать. Мы были за ней, как за каменной стеной. Ее имя для нас означало охранную грамоту, и мы, понимая свою избранность, старались соответствовать. Она всегда отстаивала своих учеников, если у них случались неприятности. Меня, например, хотели отчислить из консерватории из-за того, что я не посещала уроков физкультуры. Лидия Владимировна сказала в деканате несколько слов, и меня оставили в покое. Вообще, мы старались не огорчать своего педагога, ведь для нас это было равносильно ссоре с матерью
Своих учениц Мясникова называла по именам: Ленка, Людка, Ритка. Но в этом не было пренебрежения просто Лидия Владимировна любила своих девчонок, и те платили ей той же монетой. А как они хотели во всем походить на педагога! Секретами своего мастерства Лидия Владимировна делилась с ними щедро. Ей стоило лишь раз показать голосом, как нужно исполнить ту или иную фразу, и все становилось ясно.
Ее меццо и в девяносто лет звучало восхитительно, говорит Елена. А что уж вспоминать о тех временах, когда она царила на сцене В партии Кармен я ее не слышала. Лидия Владимировна сама говорила, что перестала петь «эту чертовку», когда поняла: вес ее тела не соответствует образу обворожительной и страстной испанки. Вообще Мясникова отдавала предпочтение русской музыке. Вряд ли кто-то из наших певцов сейчас сможет подобно ей спеть Любашу из «Царской невесты» или Марфу в «Хованщине». Забавный случай произошел у Лидии Владимировны на прослушивании в Большом театре. Она Амнерис пела сцену судилища из «Аиды». В зале тогда сидели примы Вера Давыдова, Мария Максакова. Сцена заканчивается, дирижер поворачивается к залу и говорит: «Вот, дорогие дамы, как надо петь!» Эти дамы сделали все, чтобы Мясникова уехала обратно в Новосибирск. И слава Богу, иначе у нас не было бы такого превосходного педагога. Ведь и в Новосибирске она была «звездой».
Елена говорит, что, несмотря на титулы и восторг публики, Лидия Владимировна не страдала «звездной» болезнью, ей всегда были чужды снобизм и эгоизм. Певица, «поцелованная Богом», в жизни оставалась обыкновенной женщиной. Она занималась любимым делом, ее обожали мужчины, боготворили ученики. Что еще человеку надо для счастья?
Женщина вся, до кончиков ногтей, говорит Елена. Ее нельзя было назвать старушкой, она и в семьдесят лет следила за своей внешностью прическа, маникюр, одета с иголочки. Когда она сидела в зале на моих сольных концертах, я чувствовала ее незримую поддержку. Лидия Владимировна была невероятно щедрым человеком на похвалы, на подарки. Я храню ее дары, как зеницу ока: хрустальные стопочки, серебряные ложечки, веер, ноты
Прощание с Лидией Мясниковой состоялось 16 января в фойе театра оперы и балета. На траурной панихиде было сказано много теплых слов. Экс-директор НГАТОиБ Валерий Егудин вспоминал, как Лидия Владимировна поддержала его начинающего певца, когда он в полуобморочном состоянии дебютировал на сцене театра в опере «Тропою грома»: «Не дрейфь, Валерка, вытянем »
Светлая память о жизнелюбивой женщине, талантливой певице навсегда останется в сердцах ее коллег и учеников. А пока жива память жива и легенда.