Высшее образование на любой вкус

В России — один из самых высоких показателей получающих высшее образование. Но далеко не все выпускники вузов трудоустраиваются по своей профессии. Зачастую причинами этого становятся неадекватный выбор специальности либо невостребованность на рынке. Введение двухуровневой системы высшего образования сможет наиболее эффективно решить эти проблемы, причем с выгодой как для будущих студентов, так и для экономики.

К 2010 году страны — участницы Болонского процесса должны создать единые требования к стандартам высшего образования. России, подписавшей это соглашение не так давно, предстоит, помимо прочего, перейти к двухуровневой системе образования. Соответствующий законопроект уже разработан и внесен в Госдуму. Эксперты отмечают, что преимуществами принятой во многих европейских странах системы высшего образования станут повышение его эффективности, а также изменение ситуации на рынке труда. Сегодня, когда подавляющее большинство молодежи считает необходимым поступить в вуз, но далеко не всегда потом идет работать по профессии, двухуровневая система позволит решить эту проблему. Кроме того, введение бакалавриата и магистратуры скажется и на качестве образования.

В России — один из самых высоких показателей получающих высшее образование. За последние десять лет число студентов отечественных вузов возросло больше чем в два раза. Так, в этом году в высшие учебные заведения страны поступило на 200 тысяч человек больше, чем закончило школу. Популярность среди россиян, а вернее, приверженность к получению высшего образования демонстрируют и различные социологические опросы. Так, в ходе мониторинга экономики образования, проведенного по заказу Министерства образования, выяснилось, что 88% россиян считают высшее образование важным, 67% — исключительно важным для своих детей. А по результатам исследования, проведенного ВЦИОМ накануне начала учебного года (в нем участвовало 1539 человек в 100 населенных пунктах), для 48% получение высшего образования необходимо для того, чтобы получить хорошую работу. Для 28% обучение в вузе — залог карьерного роста, еще 26% считают его необходимым условием компетенции в той или иной сфере деятельности. Но при такой популярности высшего образования далеко не все выпускники вузов трудоустраиваются по своей профессии. Зачастую причинами этого становятся неадекватный выбор специальности либо невостребованность на рынке.

Введение двухуровневой системы высшего образования сможет наиболее эффективно решить эти проблемы, причем с выгодой как для будущих студентов, так и для экономики. Смысл схемы «бакалавр — магистр» заключается в том, чтобы все поступающие в вузы имели возможность получить общее высшее образование, те же из них, кто намерены продолжать научную деятельность или глубже вникнуть в специальность, приобретя дополнительные компетенции, продолжат обучение в магистратуре. «Совершенно понятно, что сегодняшней экономике страны необходимы специалисты, которые будут заняты в сфере услуг, — считает директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко. — И они могут успешно работать при том уровне образования, который дает бакалавриат. Кроме того, в условиях, когда обучение в вузах имеет массовый характер, необходимо ввести общее высшее образование, дающее навыки дальнейшей профессиональной работы, в частности, по поиску информации, коммуникациям, самостоятельному обучению. Это позволит человеку быть более гибким». При этом повысить свою квалификацию можно в системе поствузовского образования.

Сходного мнения придерживаются и другие эксперты. «За 4 года молодому человеку дают возможность попробовать себя в различных предметах, найти свои сильные стороны и определиться с собственными интересами, — прокомментировал исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко. — А потом уже, при наличии желания, времени и денег, можно учиться еще, специализируясь в более узкой теме. Это хорошая и правильная схема». Фактически речь идет о том, что высшее образование станет более доступным — в общей части. «У нас слишком линейное представление, что такое профессиональная деятельность, — считает Татьяна Клячко. — Например, многие компании берут на сервисные должности людей с высшим образованием. Значит, надо расслаивать его и по-другому учить человека».

Понятно, что к тем из студентов, кто решит продолжать обучение в магистратуре, будут предъявляться повышенные требования. Однако это станет сознательным выбором человека, решившего связать свою карьеру с научной деятельностью или, скажем, с управленческой.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент