В младших классах Московского хореографического училища ученица Таня Капустина была самой маленькой и худенькой среди своих сверстниц. Педагоги начали уже было волноваться: такая талантливая девчонка, но совсем не растет, стоит ли ей продолжать обучение. Вызвали родителей, посмотрели: нет, и мама, и папа нормального, среднего роста. На педсовете решено было еще немного подождать. И случилось чудо «гадкий утенок» вырос до 166 см и превратился в грациозного «лебедя».
«Мы учились глазами»
Родилась будущая балерина в подмосковных Мытищах. В школе, где училась девочка, помимо общеобразовательных дисциплин в расписании значился урок танцев. Вела его бывшая балерина Большого театра. Она приметила способную пластичную ученицу и посоветовала родителям отдать дочь в хореографическое училище. В начале 60-х престиж балетной профессии был очень высок. В Москву для поступления в хореографическое училище везли детей со всего Союза.
Я помню, во дворе училища народу было, как на демонстрации, говорит Татьяна Константиновна. Мама тогда сказала: «Поучаствуешь в первом туре, а там видно будет». К удивлению родителей, я прошла все туры и была зачислена в училище. Жить в интернате я, домашний ребенок, поначалу отказывалась. Ездила домой полтора часа утром на электричке и столько же вечером. Естественно, уставала страшно, а когда этими ежедневными путешествиями довела себя до полного истощения, то смирилась и поселилась в интернате.
От лет, проведенных в училище, у Татьяны на всю жизнь осталось незабываемое ощущение праздника. Недаром она говорит, что учились воспитанники хореографического училища в основном глазами. Они посещали спектакли звезд российского балета, бывали на их репетициях, даже на сцену вместе с ними выходили. Например, когда знаменитая Майя Плисецкая танцевала Китри в «Дон Кихоте», юная Танечка Капустина исполняла роль Амурчика в непосредственной близости от «звездной» балерины.
Конечно, она мечтала блистать на сцене Большого театра, но жизнь распорядилась по-своему. В 1968 году Татьяна была зачислена в балетную труппу Новосибирского оперного театра.
Все дело в платье
В начале 70-х в балетной труппе НГАТОиБ появилось целое созвездие прим: Татьяна Капустина, Людмила Попилина, Лариса Матюхина и Татьяна Касаткина. Это были четыре звезды, четыре соперницы, четыре подруги.
Жили мы все вместе в общежитии, которое находилось в крыле театра, говорит Татьяна. Жили дружно, всегда делились между собой всеми радостями и горестями. И на сцене нам четверым казалось не тесно, ведь у каждой из нас было свое амплуа. Я, например, исполняла партии сильных, героических женщин: Макбет в «Макбете», Эгину в «Спартаке», Китри в «Дон Кихоте». Конечно, элемент соперничества между нами, девочками, был. Но мы никогда не опускались до кляуз и сплетен воспитание не позволяло.
Когда в театре решено было поставить балет «Спартак», четверых солистов отправили в творческую командировку в Москву как говорится, оттачивать мастерство. Десять дней московские асы передавали молодежи балетные партии. С исполнительницей партии Эгины Татьяной Капустиной занималась педагог Нина Тимофеева. Она с первого же занятия напугала девушку: мол, я два раза одно и то же не повторяю, так что «лови», если сможешь. Татьяна показала, что схватывать материал буквально с полужеста ее хобби. Педагог осталась довольна. Когда в Новосибирск приехал балетмейстер Юрий Григорович, солисты встретили его во всеоружии.
В 1972 году в Большом театре Майя Плисецкая поставила балет «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина. Через некоторое время премьера спектакля состоялась и в Новосибирске, где партию Анны исполнила Татьяна Капустина, а партию Вронского Анатолий Бердышев.
В один прекрасный день в театре раздался звонок из Москвы, вспоминает Татьяна. «Заболела Плисецкая, срочно выезжайте». Мы с Анатолием собрались быстро, по-солдатски. Приезжаем в Москву, захожу я в гримерку, а там сидит Плисецкая. Посмотрела она на мое платье, в котором я танцевала Анну, и сказала: «Да » И вот уже спектакль, я выбегаю за кулисы, чтобы переодеться, смотрю, а на плечиках висит шикарное платье Плисецкой. Удивительно, но оно мне оказалось впору, хотя Плисецкая ниже меня на четыре сантиметра.
Беременность крест на карьере?
Решиться родить ребенка на самом пике карьеры может позволить себе только женщина с сильным характером. Причем не просто женщина балерина. Обычно рождение ребенка откладывают до следующего сезона, на после премьеры, а потом после конкурса, и этот процесс порой длится у ведущих балерин до пенсии, то есть до тридцати восьми лет. К сожалению, в некоторых случаях «звездные» красавицы и умницы по истечении этого времени уже не в состоянии родить себе малыша.
Татьяна родила дочь в двадцать девять лет.
У меня к тому времени уже был печальный опыт с первой беременностью, вспоминает Татьяна. Я, надеясь на свое крепкое здоровье, станцевала несколько спектаклей подряд, и в результате у меня случился выкидыш. Женский организм, как выяснилось, сложная штука. Некоторые не уходят со сцены вплоть до пятого месяца беременности, а другие пару раз ножкой дернут и все, нет ребеночка. Поэтому, когда я узнала, что снова жду ребенка, сразу прекратила танцевать. Девять месяцев бездельничала, потом еще полгода нянчилась с Женькой. О потерянном времени я не жалею. Я добилась многого: стала лауреатом Международного конкурса артистов балета в Варне, исполнила весь ведущий репертуар. А вопрос о том, что кто-то займет мое место, меня не волновал. Когда я приступила к репетициям, самым сложным оказалось набрать форму. Я репетировала Фею Сирени в «Спящей красавице». Чувствовала в себе и силы, и желание танцевать, но мне ультимативно заявили: «Пока не похудеешь, танцевать не будешь». Пришлось немного поголодать.
Сейчас дочь Татьяны Евгения Абрамова тоже балерина НГАТОиБ. Сначала папа, скрипач и дирижер Марк Абрамов, взялся учить дочь игре на скрипке. Татьяна вспоминает, что у дочери от этих занятий в глазах была «тоска нанайца». В общем, с музыкой ничего не получилось. А вот танцевать Женя захотела сама, поэтому и закончила Новосибирское хореографическое училище. Татьяна признается, что учить мастерству собственного ребенка очень сложно, уж лучше чужих.
«Фабрика звезд» по-сибирски
Татьяна Капустина преподает в Новосибирском хореографическом училище с 1969 года, вот уже тридцать пять лет. Говорит, что целенаправленно с девятнадцати лет готовила себе прочный тыл. Не секрет, что балетный люд, выходя на пенсию в еще полном сил и надежд возрасте, переживает страшный стресс от ощущения невостребованности. Причина стресса банальна «я ничего больше не умею, кроме как танцевать». Капустина это стрессовое состояние после окончания своей творческой карьеры в 1992 году, к счастью, не пережила. Она задолго до критического момента знала, чем будет заниматься после ухода со сцены.
Татьяна с сожалением отмечает, что детей, способных танцевать, с каждым годом становится все меньше.
В этом году директор училища Александр Василевский даже машину выделил, чтобы ездить по школам в поисках талантов, говорит Татьяна. Мы еще смеялись: мол, лучше сразу пароход давайте поплывем, поищем. Поиски не увенчались успехом: те, кто хотел, не подходили по физическим параметрам, а остальные просто отказывались не хотим, и все. Вообще при приеме в училище ребятишек мы берем «кота в мешке». Пока ребенок маленький, кажется чудо, а лет в четырнадцать оказывается, что или голова большая ноги короткие, или попка толстая голова пустая. А ведь мы должны не только учить, но и выпускать исполнителей. У мальчишек сейчас большие проблемы с вниманием, они не могут десять минут постоять на одном месте, у девчонок с весом. Они начинают голодать, в результате нарушение обмена веществ и отчисление из училища. Сейчас я веду классику и народный сценический танец в средних и старших классах. С подростками работать намного интереснее, чем ползать на коленках, выравнивая ножки малышам.
Недавно журнал «Балет» подвел итоги ежегодного конкурса «Душа танца». В номинации «Учитель» премия была присуждена Татьяне Капустиной. Кстати, Татьяна Константиновна не только высококвалифицированный педагог она еще и студентка второго курса НГПИ. Получать высшее образование преподавателям хореографического училища сейчас просто необходимо. Они все практики, а вот «корочками» обзавестись в свое время некоторые не успели. Теперь нагоняют упущенное.
Китайский гипс
Пять лет назад Татьяна Капустина стала главным балетмейстером Новосибирского театра музыкальной комедии. Говорит, что до этого момента с опереттой она была на «вы». Но практика показала, что ставить танцевальные номера к спектаклям очень интересно. «Тетка Чарлея», «Летучая мышь», «Веселая вдова» вот лишь малый перечень оперетт, к которым Татьяна приложила свою руку.
Два года назад спектакль-концерт «Ах, балет, балет!» в постановке Капустиной завоевал симпатии китайской публики. В этом году балетная труппа театра вновь выехала на двухмесячные гастроли в Китай по настоятельному приглашению китайской стороны. Гастроли артисты театра до сих пор вспоминают с восторгом, а вот с Татьяной там случилась неприятность. На берегу Желтого моря при свете луны она оступилась и сломала ногу. А для балерины, даже бывшей, перелом это просто катастрофа.
Приехала домой и вместо того, чтобы приступать к репетициям, сидела дома и читала детективы Поляковой и Марининой, говорит Татьяна. Потом разрабатывала ногу, гуляя с Бутсом это мой любимый скотчтерьер. Теперь уже все позади, нога побаливает, но телу подчиняется. А это значит, что опять можно работать, то есть танцевать