Оказывается, «дециметровые волны» докатились до метровых, но самый быстрый темп у Интернета
Слухи о том, что наш «народ не может жить без телевизора», несколько преувеличены. Как и то, что некоторые программы смотрят все, от мала до велика. Последние исследования новосибирских социологов свидетельствуют о том, что ситуация на телевизионном рынке за последние два года значительно изменилась.
Масштабное исследование, проведенное Центром изучения общественного мнения СИОМ, показало стремительное увеличение числа зрителей у дециметровых каналов. За последние четыре года их количество возросло в полтора раза. Тому есть несколько объяснений. Прежде всего, стали доступнее телевизионные приемники нового поколения благодаря снижению цен на бытовую видеотехнику и возможности совершать покупки в кредит они появились во многих семьях. А во вторых наполнение каналов: появившиеся сериалы, фильмы, спортивные и развлекательные программы привлекли к ним внимание зрителей, особенно молодежи.
Итак, самым «смотрибельным» в Новосибирске был и остается «Первый канал»(бывший ОРТ). Его аудитория телезрители всех возрастов, с небольшим преобладанием пожилых людей и женщин практически не меняется вот уже на протяжении целого ряда лет. Согласно исследованиям СИОМ, его ежедневно смотрят 55% жителей Новосибирска. Вторую строчку рейтинга удерживает канал РТР НСТ, на долю которого приходится 40% жителей города примерно того же возраста и пола. Кроме того, к ним добавляются еще работники государственных учреждений и организаций. Третьи и четвертые места делят между собой 10-й и 12-й каналы: «НТВ «Мир» и «СТС XII канал». Причем за последние годы число зрителей на «десятке» снизилось. Во многом это связано с переменами, произошедшими на НТВ, уход многих известных тележурналистов и ведущих значительно ослабил его позиции. А вот на «двенашке» самый большой прирост дал показ сериала «Бедная Настя» во время трансляции число зрителей увеличивалось почти вдвое и так же стремительно уменьшалось после окончания очередной серии.
Сопоставимые с 4-м (REN-TV НТН-4) и 6-м каналами (NTSC ТНТ) места по доле в общем времени просмотра сегодня занимают 41-й канал («Спорт«), 25-й канал (MTV «Юни-канал»), 49-й канал («49 канал») и 51-й канал («Муз-ТВ»). На долю каждого из перечисленных каналов приходится около 4% общего времени просмотра телевидения, а объем среднесуточной аудитории колеблется от 93 до 106 тысяч зрителей. Трудно сказать, можно ли спорить на основании этих цифр «является совладелец телекомпании НТН Яков Лондон успешным медиаменеджером или нет», но факт остается фактом: его догнали А самую маленькую аудиторию в нашем городе имеют 3-й канал «НТК Культура», 36-й канал (ТВЦ), 21-й канал (МКС) и 38-й канал «Рамблер».
Среди предпочтений зрителей первое место уверенно занимают художественные фильмы и сериалы, за ними следом идут развлекательные программы и лишь затем новости. Интересная деталь при этом большинство не считает, что необходимо увеличивать производство всяких «Окон» и «Черных воронов». Среди новостных программ новосибирских телекомпаний лидером являются программы Новосибирской студии телевидения (НСТ), значительно опережающие по числу зрителей «Новости 4-го канала» и программы «ТСМ 10 канал».
Мы давно ведем постоянное наблюдение за аудиторией новосибирского телевидения, и перемены, происходящие сейчас, на мой взгляд, весьма значительны, говорит директор СИОМ Роман Игнатов. По сути, происходит переориентация части зрителей, которая с приходом новых каналов открывает для себя новые возможности. Я думаю, что на эту особенность должны обратить внимание и маркетологи, и рекламодатели. На мой взгляд, это нормальное положение вещей, которое просто отражает то состояние, в котором находится наше телевидение, и, наверное, дает ему ориентиры, необходимые для дальнейшего развития.
Кроме того, мы выявили еще одну интересную особенность все больше возрастает количество людей, которые минимум времени уделяют просмотру телепрограмм. Необходимую информацию они получают из других источников (кстати, в последние годы значительно возросла роль интернет-изданий в информационном пространстве). Число жителей города, предпочитающих получать информацию через Интернет, возросло с 2 до 10 процентов. А фильмы, занимающие существенную часть вещания телевизионных каналов, новосибирцы предпочитают смотреть на видеокассетах или DVD-дисках.