В Новосибирске завершился международный фестиваль неигрового кино
Утро, постель, а в ней рубашка без всякого «содержимого». Рубашка принимает «ванну» (в стиральной машине) и раскладывает на кровати предметы «туалета» тулово, руки, ноги, голову и внутренние органы. «Надев» все это, возникший на глазах зрителей человек довершает «туалет», вставив в голову глаза и зубы.
Этот фильм венгерских документалистов («Как рубашка одевается») можно было увидеть на международном фестивале неигрового кино «Встречи в Сибири 2004», проходившем в Новосибирске. На фестивале были также представлены фильмы из Франции, Германии, Чехии и России.
В заключительный день состоялись премьеры мэтров новосибирского документального кино Владимира Эйснера, Эллы Давлетшиной, Юрия Шиллера и Марии Халиной. В фильме Давлетшиной «Едоки картофеля» «картофельный» сюжет известной картины Ван-Гога, проходит фоном рассказа о человеке, живущем на огороде и мечтающем спасти мир, прежде всего шахтеров, потому что действие происходит в Кемерове (скоро «Едоки картофеля» Давлетшиной будут демонстрироваться на фестивале в Глазго). Шиллер в «Городском романсе» рассказал о странных людях, один из которых несколько лет мастерит макет Кижей из спичек, другой исполняет романсы. Чудаки, в общем.
Две премьеры фестиваля «Маэстро“ и “Мастер-класс» были посвящены Арнольду Кацу, дирижеру и человеку.
Целый блок фестивальных фильмов был «о музыке и музыкантах». Среди прочих работ зрители увидели фильм Александра Сокурова «Альтовая соната» и сделанную в Париже ленту «Гений зла» о барнаульском композиторе Александре Лакшине.
Особо на фестивале была представлена программа «Ника в гостях у Новосибирска». Зрители увидели фильмы-номинанты с престижного российского киноконкурса, снятые 78 лет назад, но не утратившие своей актуальности. Например, фильм Эйснера «Семь Симеонов» о семье воздушных террористов Овечкиных.
Из работ гостей Элла Давлетшина выделила фильмы поляков, «традиционно делающих хорошее кино“, и венгров. По мнению Эллы Хамзиничны, неигровое кино сегодня выходит на первый план во всем мире, свидетельство тому присуждение главного приза Каннского фестиваля автору документального фильма.
На вопрос, трудно ли сегодня организовывать подобные фестивали, Элла Хамзинична призналась, что очень, но:
Еще труднее этого не делать. Сегодня очень трудно, практически невозможно, жить в замкнутом пространстве, не общаясь с коллегами из других городов и стран.
Из двух наград фестиваля одну получил лучший зритель. Этот специальный приз учрежденный мэрией Новосибирска, вручили Розе Литвиненко. А приз за лучшую операторскую работу достался оператору Святославу Чаплинскому за фильм “Жили-были старик со старухой».