Операция «Помидор»
Как журналисты «ВН» пытались продать на рынке плоды своего труда
Когда моложавая рекламная бабушка, ни в малейшей степени не похожая на деревенскую жительницу, говорит вам, как хорошо иметь домик в деревне, не верьте. Хорошо трескать сметану из магазина с испеченными бабушкой блинами. А попробуйте по-настоящему пожить в деревне, поработать на огороде, походить за скотиной, своими руками надоить от коровки молочка, на ручном сепараторе сбить сметанку. Да Бог с ней, с коровкой. Хотя бы вырастить помидоры-огурцы, собрать их и заготовить на зиму так, чтобы ничего не пропало и солений-варений хватило на все девять месяцев столько времени в нашем климате длится зима. То-то же!
У меня сил хватает на обработку примерно половины всего урожая, после чего банки с солеными помидорами начинают сниться в кошмарных снах. Коллега, недавно ставший счастливым обладателем пресловутого домика в деревне, оказался товарищем по несчастью. Мысль отнести дары природы на рынок и продать родилась спонтанно, когда мы делились «огородными» впечатлениями.
Обязанности поделили следующим образом: я стою за прилавком, а коллега обеспечивает транспорт, переноску тяжестей и физическую защиту от возможных конкурентов. Дома я сложила помидоры в 20-литровое ведро. «Вот, думала, продам, разбогатею и куплю кофточку в ГУМе, которая мне понравилась неделю назад». Я еще не знала, что даже от продажи двух 20-литровых ведер помидоров денег можно выручить разве что на заднюю часть трусиков-стрингов.
Жадность, как и следовало ожидать, меня сгубила. Наполнив ведро, я обнаружила, что не могу оторвать его от пола. Других ведер в нашем доме не было. Зато нашлась плетеная корзина, купленная много лет назад на рынке города Сочи. В корзину вместилось около семи килограммов даров природы.
Следующий этап подготовки «девушки с рынка» выбор одежды. Мой традиционный наряд брюки-капри, джинсовая куртка и остроносые туфли не слишком соответствовал образу. Я решила нарядиться типичной дачницей, для чего достала с антресолей мамину дачную ветровку, брюки со стрелками, которые использую в качестве домашней одежды по причине их полного несоответствия сегодняшней моде, а на голову повязала платочек леопардовой расцветки других не было. С тем мы и отправились на рынок.
Торговый день начался с подъема в семь утра. Обычно я появляюсь на работе к девяти: пока высплюсь, пока уложу волосы, пока сделаю макияж, пока оденусь. Кроме того, надо накормить завтраком мужа и кота, помыть за ними посуду, прибрать в доме. Но коллега велел быть готовой в восемь: занять место, разложить товар, подготовить разменную монету и все такое. Я приперлась ненакрашенная, непричесанная и не сомневалась, что имидж мне удался.
Почем, девочка, твои помидоры? первым ко мне подошел среднего возраста мужичок. Покупать, судя по виду, не собирался, так, приценивался.
За всю корзинку прошу сто сорок. Семь килограммов по двадцать рублей. Будете брать дешевле отдам, пролепетала я заученный текст.
За два часа торговой эпопеи на большее нас не хватило кроме мужичка, ко мне подошли две женщины. Одна спросила, нет ли у меня хрена. Другая была готова купить килограмм помидоров, но не всю корзину. Больше покупателей не было.
Отправляясь на рынок, я сильнее всего боялась, что торгующие бабушки закидают нас помидорами, скажут: мол, мы тут в поте лица прибавку к копеечным пенсиям зарабатываем, а вы, молодые, конкуренцию создаете. Идите работать! Однако бабушки оказались настроены вполне миролюбиво. С ближайшей соседкой по прилавку мы очень быстро познакомились и разговорились.
Виктория Григорьевна, так зовут мою собеседницу, расценивает торговлю на рынке не как прибыльный бизнес, а как тусовочное мероприятие. Самое большее, сколько можно заработать, торгуя лучком да укропчиком, сто рублей в день. Иногда бывает вообще пусто: с чем приходишь на рынок, с тем и уходишь. Зато общение. Все завсегдатаи прилавка друг друга знают. За разговорами время летит незаметно.
Первый раз я на рынок вышла, когда муж умер, вспоминает Виктория Григорьевна. Жила тогда в частном секторе на Бронных переулках. Соседки увидели, как я маюсь, и говорят: «Бери что-нибудь с огорода и приходи на рынок. Мы там целыми днями стоим. А на людях все-таки легче, чем в пустой усадьбе один на один со своим горем». После смерти мужа частный дом Виктории Григорьевне пришлось продать женщине одной с ним не управиться. Вместо дома дети купили квартиру и дачу. Но к торговле она так пристрастилась, что сейчас возит дары природы на рынок с «фазенды». Последняя, к счастью, не так далеко от города.
Соседки научили Викторию Григорьевну, как вязать в пучки лук и укроп, как располагать товар на прилавке, в какую тару укладывать. Плетеная корзина, объяснила Виктория Григорьевна, существенно снизила мои шансы продать помидоры. Во-первых, сложно определить ее емкость на глаз. Другое дело ведро. Во-вторых, уж больно нетрадиционно она смотрится.
Почем ваш укропчик? нашу беседу прервала женщина лет пятидесяти. Как он у вас такой получается: мягкий, пушистый? У меня стерня какая-то вместо укропа растет
По словам Виктории Григорьевны, в это время года самый ходовой товар чеснок и хрен. Помидоры-огурцы люди предпочитают покупать с машин у оптовиков. Чеснока с хреном у них не найдешь, а какие соления без этих приправ? Многие пенсионерки по осени делают бизнес на наборах для засолки. Рвут в огороде смородиновые и вишневые листья, зонтики укропа, увязывают в пучки. Продают по пятерке за штучку.
Дачники они же раззявы, констатирует Виктория Григорьевна. Привезет баба ведро помидоров, соберется солить, а у нее никаких приправ забыла. Снова на дачу не поедешь, в магазине не купишь. Куда бежать? К нам.
Весной выгоднее всего торговать луком и редиской. Товар копеечный, но люди, истосковавшиеся за зиму по зелени, берут охотно, поэтому можно продать много. А если посадить редиску в парнике и вынести ее на рынок при полном отсутствии конкурентов, то получится неплохая прибыль.
Успех торговли, продолжала Виктория Григорьевна, зависит не только от товара, но и от места, от времени суток, от дня недели. К вечеру покупателей становится гораздо больше, чем утром. Самые торговые дни выходные. Приходят как раз те, у кого нет своих дач и домиков в деревне. Что касается места, то рынок, который выбрали мы, далеко не самый бойкий. Лучше всего торговать у метро. Но там гоняют. Причем дяденьки-милиционеры не просто просят бабушек уйти, а расшвыривают на землю помидоры-огурцы и давят колесами машин. На территории базара можно продавать плоды своего труда спокойно. Со старушек даже не берут денег за амортизацию прилавков. А с молодых собирают. Когда 100, когда 50 рублей. От чего зависит эта сумма, никто не знает. Наверное, от настроения администратора.
Торгуют в основном, конечно же, бабушки. Хотя попадаются и дедушки. У них, что интересно, получается лучше. Может, потому что покупательнице-женщине инстинктивно хочется общаться с продавцом-мужчиной. Может, потому что мужчины предлагают товар с шутками-прибаутками и охотно сбавляют цену, если видят, что покупатель не дурак поторговаться. Женщины, как правило, стоят за прилавком со скорбными лицами. Некоторые ради того, чтобы что-то продать, на разные ухищрения пускаются. Одна, например, приходит в восемь утра, занимает весь прилавок и никого за этот прилавок не пускает, чтоб конкуренцию не создавали. Да только это все бесполезно. Для удачной торговли аура нужна. Замечали ведь: стоят в ряду продавцы, у всех одинаковый товар по одинаковой цене, но один продавец вам нравится больше других. Чем сказать невозможно, потому что умом этого не понять.
Покупатели главным образом домохозяйки средних лет. Молодежь и старики к сельскохозяйственным прилавкам почти не подходят. Когда приходят отцы семейств с «авоськами» и списками необходимых покупок, написанными женским почерком, у продавцов праздник. Это самые любимые покупатели. Они берут помногу и не придираются. С покупательницами тяжелее. Иногда попадаются такие противные: полчаса простоят у прилавка, каждую помидорку на свет рассмотрят, в конечном итоге ничего не купят, да еще выскажутся в том духе, что неизвестно, чем вы свои помидоры удобряли, какими руками собирали опасно у вас покупать. Чего тогда было прицениваться? Кабачки, картошку, морковку иногда покупают южные торговцы. Для них это экзотические плоды. Хотят попробовать. Но больше одного раза обычно не берут.
Бывает, товар у бабушек воруют. Приятельница Виктории Григорьевны давеча отвернулась от прилавка поговорить. Оборачивается, а кабачка нет. Я еще понимаю, когда на барахолке шмотки с прилавков прут. Но кабачок у бабки?!
К Виктории Григорьевне подошел очередной покупатель, заинтересовавшийся пучком петрушки. А у меня ни души
За время нашего общения у моей соседки купили два или три пучка укропа, кучку морковки. В общей сложности на 26 рублей.
Операцию «Помидор» можно считать провалившейся, а мои мечты разбогатеть на торговле плодами своего труда разбитыми. Впрочем, коллега с утверждением насчет полного провала не согласен. Часть непроданных помидоров я засолила, часть раздала знакомым «на халяву». Вожделенная кофточка по-прежнему висит в ГУМе.
Зато теперь мы «теоретически» подкованы, знаем рынок и готовы поделиться «секретами» профессии с нашими читателями. Плюс еще гонорар за статью! Хотя
Извините, никому помидоры не нужны? Со своего огорода, недорого, и лучше оптом!