На поиски аэрокобры

6 сентября четвертая экспедиция Поиск Левобережья взяла старт как всегда у Вечного огня монумента Славы, чтобы открыть еще одну неизвестную страницу Великой Отечественной. Но почему сентябрь? А потому что там, куда они идут, только-толькоподсохли болота, а добираться им придется в глухомань… Самолеты Второй мировой войны — вот та путеводная звезда, что не дает покоя поисковикам.

отправилась экспедиция новосибирцев, чтобы открыть еще одну неизвестную страницу Великой Отечественной

Торжественное построение поисковиков прошло возле Монумента Славы. Фото Сергея ПЕРМИНА

Вчера, в первый понедельник сентября, четвертая экспедиция «Поиск Левобережья» взяла старт как всегда у Вечного огня монумента Славы. Десять участников, не считая руководителей, — это студенты и учащиеся колледжей Ленинского района, закаленные в предыдущих весьма сложных походах. Но почему сентябрь? А потому что там, куда они идут, только-только подсохли болота, а добираться им придется в глухомань…

Самолеты Второй мировой войны — вот та путеводная звезда, что не дает покоя поисковикам и в прошлые экспедиции по невероятно трудным маршрутам в горах Кузнецкого Алатау, и сейчас — в Убинский район. В годы Великой Отечественной, а мы подходим к шестидесятилетию Победы, — американцы по ленд-лизу в рамках союзнической помощи по антигитлеровской коалиции передавали нам самолеты. А с Аляски через Сибирь американские бомбардировщики перегонялись советскими летчиками на поля сражений. Страница войны пока мало исследованная. Маршрут шел через тысячи километров малоисследованных малонаселенных пространств, через горы, где погода могла в минуты измениться, где в случае неполадок ни сесть крылатой машине, ни на помощь никого не позвать. А вспомним, какие были аэропланы. Да, наши летчики на них воевали и громили врага. Но лететь тысячи и тысячи километров! Каждый такой перегон был подвигом…

Наша газета три года назад рассказывала о первой экспедиции, организованной отделом по делам молодежи администрации Ленинского района на поиски упавшего в горах Кузнецкого Алатау американского самолета «А20-Бостон». В 1943 году один из этих самолетов, направлявшихся длинным путем на фронт, потерпел крушение. Н айти машину, перевезти в Новосибирск, может быть, восстановить, выяснить судьбу летчиков и их имена — такую цель поставили тогда энтузиасты: руководитель клуба «Взлет» Валерий Колобов и его единомышленники из патриотического центра «Пост N 1» и туристско-спортивного центра «Панда». Десять человек отправились в путь седьмого августа. Инструктор из «Панды» Геннадий Злобин и инженер, когда-то активная туристка с завода низковольтной аппаратуры Екатерина Кособокова первыми нашли место падения «Бостона» и то, что от него осталось. На видеозаписи и на фотографиях отражена эпопея того года. Вторая экспедиция была не столь удачна. И теперь путь — в Убинский район.

В первую сюда экспедицию удалось установить у местных жителей некоторые факты и обстоятельства, которые, пожалуй, могли бы стать сюжетом для мелодрамы на фоне жестокой войны. Как рассказывают старожилы, в округе у села Крещенское тогда сели два самолета «Аэрокобра» (именно на таком летал Александр Покрышкин). Что случилось и что далее произошло с летчиками, никто не знает. Можно лишь гадать. Да и все происшествие уже окутано легендами и флером таинственности. Рассказываю так, как услышала в отделе по делам молодежи. Якобы среди лесов и болот Белогорья скрывался некий Тарзан, дезертир. А имечко такое дали ему местные жители, в те годы как раз крутили везде американского «Тарзана». Он даже вроде бы умыкнул местную девушку, как будто бы и сейчас она еще жива в свои восемьдесят с лишком. Но это история уже не про самолеты. Так вот, этот Тарзан вроде бы нашел «Кобры» в болоте и что мог с них снял, так сказать, для хозяйства своего в глухомани. Даже и вооружение самолетное для охраны своего дезертирского местожительства. Кажется, и сейчас еще можно найти у жителей кое-что от самолетов, вроде и колпак кабины видели. Понятно, все это надо проверять…

Местный охотник утверждает, что знает, где стояла избушка Тарзана, и берется туда проводить экспедицию по так называемой тракторной дороге. Проехать по ней можно лишь в конце лета, когда все подсыхает. На вездеходе и будут добираться. (Последние дождливые дни, не исключено, могут спутать карты.) Вроде в этой избушке можно найти некрупные детали от самолетов. А уж потом, обещает охотник, можно будет попробовать отыскать и сами «Аэрокобры». Село Крещенское в ста километрах от райцентра, да от него еще примерно столько же до того места, где было логово дезертира.

Снова во главе поискового отряда руководитель клуба «Взлет» Валерий Колобов и клуба «Панда» — заслуженный путешественник России Геннадий Злобин (заслуженных путешественников в области всего двое). Остается пожелать экспедиции хорошей погоды и удачи.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент