В предыдущий раз говорили о том, как меняются приемные дети после трех-четырех месяцев новой жизни в семье, становятся грубыми или замыкаются, демонстрируют беспомощность или упрямство. Как вести себя родителям? Какой воспитательный подход ближе? Вот два противоположных.
Первый. Ребенок должен расти самостоятельным, его незачем опекать и контролировать. О своих делах пусть рассказывает своим друзьям. Сам набедокурил, пусть сам за все и отвечает, провинился пусть получает по заслугам. Ничего страшного, если набедокурил, все дети так растут. Мало ли чего он захочет, не все желания надо выполнять.
Второй. Ребенок еще мал, чтобы решать самому свои проблемы. Взрослые целиком и полностью отвечают за ребенка. Нужно, чтобы ребенок рассказывал о всех своих делах. Между ним и родителями не может быть тайн. Не надо ребенка наказывать, он еще мал. Никто не смеет обижать нашего мальчика или нашу девочку. Мы горой встанем на их защиту. Любое желание ребенка для нас закон, выполняем, чего бы это ни стоило.
Оба типа воспитания неправильные. Первый психологи называют гипопротекцией, второй гиперпротекцией. В первом случае явный недостаток внимания к жизни и делам ребенка, непризнание его индивидуальности, недооценка его личности. Ребенок чувствует, что родителям он неинтересен, им не до него. Возникает отчуждение, взаимная неприязнь. У приемыша может развиться чувство протеста, негативизм, он начинает искать утешения вне семьи. Что очень чревато
Второй тип нежелательного воспитания означает чрезмерную опеку. Это мелочный контроль за каждым шагом приемыша, освобождение от не очень приятных обязанностей, от любых мало-мальских трудностей. Это лишает ребенка возможности вырабатывать упорство в достижении цели, воспитывает расслабленность, заторможенность. Ребенок не научится постоять за себя, все будет делать с оглядкой на родителей. Гиперопека культивирует эгоцентрические желания получать все без труда. Если не следовать во всем слепо и примитивно таким воспитательным подходам, то удастся избежать многих трудностей и ошибок в формировании личности. Лучше придерживаться «золотой середины». Такой подход не терпит категоричности, жестко заданной программы и четко расписанных действий. Гибкость в отношениях, способность учитывать складывающиеся ситуации, особенности характера ребенка вот слагаемые родительского успеха.