Здоров ли мост?

Последний раз Октябрьский мост был обследован в 1994 году. Между тем «диагностировать» мосты следует каждые пять лет. Практика показывает, что каждое обследование выявляет нарушения. Это нормально - металл тоже «стареет». Но не нормально, когда эти нарушения не исправляются. И после проверки десятилетней давности были установлены внутренние повреждения стоек металлической конструкции, на которой покоится «старый» мост. Установлены, но не устранены. Если хотя бы одна из них выйдет из строя, остальные сложатся, как карточный домик, и мост рухнет.

Последний раз Октябрьский мост был обследован в 1994 году. Между тем «диагностировать» мосты следует каждые пять лет.

Фото с сайта Владимира Городецкого  Последнее обследование Октябрьского проводилось организацией «Мост сервис» в 1994 году. Диагностировать мосты следует раз в пять лет - так утверждают правила эксплуатации. Реже - опасно: могут остаться незамеченными дефекты, которые, не дай бог, повлекут его деформацию или обрушение. Практика показывает, что каждое обследование выявляет нарушения. Это нормально - металл тоже «стареет». Но не нормально, когда эти нарушения не исправляются. И после проверки десятилетней давности были установлены внутренние повреждения стоек металлической конструкции, на которой покоится «старый» мост. Установлены, но не устранены.

Повторного - через пять лет, напомним, - обследования не было, и что произошло за десять лет с «внутренностями» моста, в каком они состоянии в настоящее время - неизвестно. Новосибирские службы по обслуживанию мостов волнуются по поводу технического состояния моста, а горожане - из-за «непоняток» с машинами на одном из «водных» пролетов у правого берега: они словно теряют управление, начинают раскачиваться и «подпрыгивать»...

Проект коммунального моста был разработан в Москве в 1938 году, а само строительство началось только через четырнадцать лет. Три года сооружали комбинированную балочно-арочную систему с пролетами из высокопрочной стали, и в итоге, после испытаний, мост ввели в эксплуатацию только в 1955-м. Тогда его прочность проверяли с помощью ста тринадцати груженых автомобилей марок ЗИС-150, ЗИС-185 и МАЗ-205. Количество тонн, которые могли перевозить на своем борту грузовики прошлого века, не превышало двух. А дистанция между ними на мосту не должна была быть менее десяти метров. С тех пор, конечно, многое изменилось. Современные грузовые машины могут брать на себя двадцать, сорок и более тонн, а дистанцию в десять метров между собой они, конечно, не соблюдают. Тем не менее ограничений по весу для проезда по новосибирским дорогам, в том числе и по Октябрьскому мосту, нет. Как сообщил начальник межрайонного техосмотра и регистрации автомобилей ГИБДД Новосибирска Сергей Совкин, эти ограничения отменены с нынешнего года... Фото Михаила ТУЛЬСКОГО  Из расчетов сотрудников «Мост сервиса» следует, что нагрузка на мостовую опору за пятьдесят лет увеличилась в два раза. Тогда как запас прочности, который приплюсовали к изначальным нормативам, составлял пятьдесят процентов. Впрочем, тогда же последовал строгий наказ «приемщиков» - специалистов кафедры и мостостроения НИИЖТа - своим потомкам: регулярно проводить обследования. Об этом, в частности, не раз говорил и писал Борис Марков, заведующий кафедрой охраны труда НИИЖТа, доктор технических наук, один из тех, кто мост принимал в эксплуатацию.

Рухнувших мостов в России немало. Правда, СМИ об этих случаях практически не сообщают, даже в эпоху гласности. Если телевидение, то - быстро, если газета - то коротко. Взять хотя бы апрельскую аварию нынешнего года в Воронеже. Мост завалился, есть человеческие жертвы. Других подробностей нет. Были аналогичные катастрофы в Москве, Тюмени, Архангельске, Риге, Юрге.... К счастью, Новосибирск в этом списке отсутствует. Но...

- Положение с мостами в Новосибирске весьма неприглядное, - рассказывает директор «Мост сервиса» Борис Вериго. - Если раньше была специальная служба по надзору за ними, то четыре года тому назад ее упразднили. Службы контроля остались только на железной дороге и метрополитене. В ГУБО мэрии, в ведомстве которой они находятся, такой службы нет. А «Гормост» следит только за их внешним видом. В Новосибирске мостовых сооружений с развивающимися дефектами достаточно - через Обь, Иню, Каменку... Но на коммунальном зафиксировано разрушение четырех стоек. Причем еще десять лет назад. Если хотя бы одна из них выйдет из строя, остальные сложатся, как карточный домик, и мост рухнет. Тем не менее после нашего заключения, в котором были описаны все дефекты, отремонтировали только проезжую часть. Даже металлическую опору не покрасили. А ведь это - коррозия металла. Так что не удивительно, что вибрация становится сильнее: в одном из пролетов, ближе к правому берегу, и были зафиксированы аварийные стойки. В каком они состоянии сейчас, по прошествии десяти лет? Тем не менее точный диагноз устанавливается только после тщательного обследования. Пять лет назад мы предсказывали аварию моста по плотине ГЭС. И что? Пока он не «сломался», его никто не ремонтировал. Лучше бы поменьше было грузовых машин на мосту. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО  Чтобы диагностировать мост, закрывать его не обязательно: все работы проводятся под ним. По всей длине цепляются датчики, которые фиксируют колебания, частоты, а их данные записывает специальный прибор. Затем результаты обрабатываются - и анализ готов. Так что опасения, что некуда будет разгрузить поток транспорта, быть не должно. Можно предположить, что анализу препятствует отсутствие средств в городском бюджете на эти цели: стоимость такого обследования, по словам Бориса Михайловича, пятьсот-шестьсот тысяч рублей. А возможен и такой вариант: обследование блокируется искусственно, потому что наверняка даст неудовлетворительные результаты, и полумиллионом рублей тогда не обойтись.

Заведующий кафедрой «Мосты», научный руководитель «Лаборатории мостовых конструкций», доктор технических наук Сергей Бокарев обеспокоен состоянием коммунального моста не меньше.

- Обследование городских искусственных сооружений - мостов и путепроводов - должно производиться раз в пятилетку, а если в них обнаружены дефекты, то этот срок сокращается. У коммунального моста все сроки на проведение подобного мероприятия уже давно вышли. Можно предположить, что из-за этого опора даст крен, т.е. наклонится вправо или влево. Сама плита, естественно, сломается и упадет. Вместе с тем, что будет на ней в тот момент. Кроме этого, в конструкцию моста встроены три шарнира. Если один из них основательно износится - последствия непредсказуемые. В любом случае, обследование моста - не прихоть служб мостового хозяйства, а необходимость.

- Димитровский мост тоже «болен», - заявляет Борис Вериго, - у него нарушена гидроизоляция, т.е. в его полую плиту просачивается вода. А в плите натянуты пучки высокопрочной проволоки. Вода вымывает цемент, и от этого плита становится «мягче», а от влаги металлические прутья подвергаются коррозии и могут лопнуть. Эти дефекты были установлены в 1996 году. И вновь никакой проверки «внутренностей» моста нет, несмотря на то, что он в ней нуждался еще пять лет назад. Вместо основательного ремонта просто уложили асфальт на проезжей части!

Впрочем, на днях в мэрии Новосибирска все же рассмотрели возможность обследования подводных частей городских мостов: Октябрьского, Димитровского и метромоста. С этим предложением в мэрию обратилась организация «Подводстройсервис». Если мэрия и водолазы придут к обоюдному согласию, то партнерское соглашение заключат. Окончательный результат переговоров, по словам директора департамента дорог мэрии Владимира Кривушкина, будет известен через два месяца. Но это то, что касается «подводного мира». Об обследовании надводной части конструкции мостов пока ничего неизвестно.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент