С Николаем Мясниковым на острове беглых художников, писателей и поэтов...

Застать художника и писателя Мясникова летом в городе невозможно. Шесть месяцев в год он безвыездно живет в деревне Абрашино. Свою новую книгу он называет «книгой о новосибирской тусовке». По натуре Николай Мясников философ и еще - большой оригинал. «Атлантида», если хотите, - большое «анти» всему этому и крик души Поэта по идеальным отношениям, подлинности существования и проч.

«Колония» в Абрашино

Николай Мясников - художник, в свое время директор содружества художников «Белая галерея», автор нескольких книг прозы, в том числе недавно увидевшей свет «Атлантиды». Фото Сергея ПЕРМИНА  Застать Мясникова летом в городе невозможно. Шесть месяцев в году, с апреля по октябрь, он безвыездно живет в деревне Абрашино, где имеет свой дом и с удовольствием занимается натуральным хозяйством. Когда, признается, приходится возвращаться в город, он начинает казаться «неким достаточно противоестественно устроенным пространством».

Абрашино - место особое. Здесь дома еще нескольких известных в городе художников, писателей и поэтов, и, как говорит Мясников, «явно прослеживается тенденция к увеличению колонии».

Свою новую книгу сам автор называет «книгой о новосибирской тусовке». Но поскольку у нас «поэт в России больше, чем поэт», по обыкновению, все серьезнее, сложнее и «задумчивей». Николай Мясников вообще по натуре философ и еще - большой оригинал. Терпеть не может стереотипов, неукоснительных правил и общепринятых норм. Впрочем, этого не терпят многие творческие люди. Но он - как-то особенно. «Атлантида», если хотите, - большое «анти» всему этому и крик души Поэта по идеальным отношениям, подлинности существования и проч.

По деревне Абрашино с книгой Мясникова можно ходить как с путеводителем.

В паре шагов от автора «Атлантиды» живет художник Данила Меньшиков. «Не надо, далеко ходить, чтобы выпить с ним рюмку портвейна», - удовлетворен близостью соседства Мясников. У плетня - сам Данила-мастер, «бликуя макушкой и шевеля бородой».

А вон изба председателя Союза дизайнеров Александра Кулакова...

....За околицей частенько отрешенно бродит поэт Слава Михайлов - «любимец женщин», «бормоча под нос свой бесконечный текст о своей бесконечной любви...». А в водах ручья в знойные дни бурно плещется «сын степей» Владимир Берязев, писатель и поэт.

Знакомые все лица!

 «Лица» в литературных портретах Мясникова, надо сказать, выглядят достаточно своеобразно. Но кто посмеет бросить камень в художника, если он так видит? Даже если художник Николай Жуков получается мальчиком «синенького цвета приблизительно лет шестидесяти», а поэт Владимир Берязев - ханом, с зубами в два ряда?..

На отдельных лицах, впрочем, взгляд автора не зацикливается. От частных ситуаций он поднимается выше, охватывая иные пространства, «всю литературно-художественную тусовку», пытаясь через нее осмыслить отношения Художника и Города, Художника и Мира...

- Этот город, заселенный этими людьми в этом мире, - комментирует свой ход автор...

За всех бескорыстных, безалаберных и «не от мира сего»... Фото Сергея ПЕРМИНА  Художника, считает Мясников, надо любить уже просто за то, что он есть. «Потому что он живой и теплый и потому что у него мягкий живот. Но если, наоборот, живот твердый, то это тоже может стать поводом для восхищения» («Хождение за горизонт»).

Искусствоведы и журналисты так любить не умеют, и в этом - их беда. Они рассматривают художника холодно и надменно «как творческую особь, что-то выделяющую из себя». И оттого на телеэкранах и в СМИ создается монотонная и пустая картина жизни, «совсем не про то», а художник остается за кадром. «Он бродит где-то в стороне - неприкаянный и мало кому понятный и нужный - сколачивает подрамники, натягивает холсты, организовывает выставки, пишет статьи, издает книги, создает галереи, дружит с поэтами и музыкантами... А еще он «пьет вино, любит женщин, играет на камузе и с удовольствием стреляет из рогатки...» («Пулька для рогатки»).

И бесконечно страдает в этом не заряженном любовью, холодном пространстве:

- Литературно-художественная тусовка в этих крайне неблагоприятных обстоятельствах для жизни культуры постепенно превращается в какой-то обособленный островок, уходит из общественного сознания и куда-то там постепенно тонет и проваливается. Для общества актуальны совсем другие вещи, а собственно искусство и собственно культура остаются только для поэтов, для писателей и так далее. Эти люди, которые, с одной стороны - носители культуры, а с другой - члены общества, уходят куда-то за пределы внимания этого общества. Атлантида!

Новосибирск - очень больной город в смысле культуры. Он рождает ощущение, что здесь ты никому не нужен, а нужен где-то там. Раздробленная тусовка свойственна именно Новосибирску. Раскол творческих союзов на разные лагеря... Два Союза художников, несколько группировок в Союзе писателей... В Томске, Барнауле, Омске отношения совсем другие. Там любая выставка становится городским событием: художники идут толпой слушать поэтов, поэты толпой идут на выставки художников...

Надо ли удивляться, что от всего этого хочется рвануть куда-нибудь в Абрашино, уйти в запой, улететь на Луну или уплыть, как в рассказе Мясникова, давшем название всему сборнику, к неведомым островам...

Где теплые волны ласкают алмазный песок...

Где сочная зелень сверкает, как восходящее солнце.

Где желто-лимонные птицы поют неземные мелодии странно звучащими голосами.

Где тихие девушки пахнут морем и солнечным теплом, не ведая сладкого запаха косметики.

Новосибирская тусовка, считает Мясников, измельчала и высохла еще и потому, что вместо бескорыстных, часто безалаберных, не от мира сего творцов «пришел прагматизм, массовая настырность и желание пробиться любым способом».

И потому его книга - это гимн всем живущим в ином измерении, всем «другим» - талантливым и непрактичным, полных самых предельных желаний и самых невероятных проектов, которым, может, никогда и не суждено быть доведенными до результата. Но это совсем не повод, чтобы не проектировать и не желать. Это гимн неизвестному Поэту, который обречен на одиночество, на непонимание, а может, даже на агрессию. Гимн тем, кто умеет выстаивать среди обывательских кривотолков, вопиющего и агрессивного невежества, «среди этих принудительных слов - потемневших, злых, присыхающих к ушам, «забивая их, залепляя отверстия». («Время беглых поэтов»). Гимн Поэту - «вечному беглецу, спрятавшемуся в щелях вечно разрушающегося быта, вечно что-то пишущему на листочках бумаги, запивая кривые строчки дешевым вином...»

«Нас родили сюда принудительно, выкормили лапшой, и, облив общепринятыми словами, выгнали в эту общую жизнь.

Но, оглянувшись по сторонам... мы рванули за неизвестным поэтом, с трудом разбирая его следы.

Мы бежали по какой-то окольной дороге, усыпанной обломками какой-то иной, прежней жизни, и мы мечтали, что там, впереди, будет жизнь, и там, впереди - любовь.

Мы бежали, и по левую руку от нас лежала беспредельная пустыня, и мы называли ее словом «искусство», а по правую руку был Бог.

Мы бежали изо всех сил, сколько хватало дыхания...» (рассказ «Время беглых поэтов»).

Впрочем, рвануть за «неизвестным поэтом» от непонимания и нелюбви хочется не только художникам, рвануть за ним иногда бываем томимы мы все. А значит - это не только о тусовке и даже совсем не о тусовке. «Атлантида» - это про нас всех...

***

Рисунки к своей книге Николай Мясников по обыкновению делал сам:

- Смешал графику и литературу в одном сосуде, как следует взболтал эту смесь и выплеснул на бумагу...

Говорят, какие-то младшие хиппи в Питере вывесили на своем сайте все его тексты, в том числе и из новой книги. И по посещаемости эта страница долгое время держит рекордное первое место...

Да что там «младшие хиппи». Круг тех, кто любит Мясникова, гораздо шире. Его, например, любят герои его рассказов, хотя иногда и «странною любовью». Он же просил передать им всем, а также тем, кого нет на его портретах, самые наилучшие пожелания. Когда вернется к зиме из Абрашино, непременно засвидетельствует почтение лично...

- Ах, как я вас люблю... Время остановилось. В неподвижном пространстве стоим...

Он так видит

 Владимир БЕРЯЗЕВ, поэт, директор журнала «Сибирские огни» Фото Сергея ПЕРМИНА  «Несомненно, Берязев - хан.

Зубы у него растут в два ряда, и это подтверждает его ханское происхождение. Когда выпадает первый ряд, у него остается достаточно зубов, чтобы грызть овечьи мослы и крепко держаться за жизнь.

Хруст разгрызаемых мослов доставляет ему удовольствие.

Когда на Алтае он надевает парчовый халат старого кайчи и высокую алтайскую шапку, ханство его становится очевидным для всех...

Степь утрачена. В этом горечь обиды.

Хан переехал в город. Ходит на службу. Осталась привычка властвовать...» Фото Сергея ПЕРМИНА  Данила МЕНЬШИКОВ, художник

«...бликуя макушкой, шевелит бородой, грустно смотрит из кустов золотистых бровей...

И молчит. И ни слова не скажет. Порисует и снова молчит». Фото Бориса БАРЫШНИКОВА  Николай ЖУКОВ, художник

«Мальчик синеватого цвета приблизительно лет шестидесяти; в старушечьем камзоле с полными карманами записных книжек... Наивный ребенок, таящий старушечью хитрость... У него глаз Пикассо, ухо Моцарта и гоголевский нос.

Коля любит женщин и любит настолько, что даже баб, журналисток и старух он всегда называет женщинами. Именно поэтому он ни разу не женился и теперь уже не женится.

Он даже ни разу не ходил на свидание.

Он садится и пишет о них стихи».  Станислав МИХАЙЛОВ, поэт

«Он красивый, умный, его любят женщины...

В листопаде ненапечатанных рукописей, под дождем рукописных строк он бормочет под нос свой бесконечный текст о своей бесконечной любви...».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент