Искушение правдой

Мы продолжаем серии статей профессора Олега Донских. Иван Николаевич Крамской в 1876 году написал небольшую удивительную картину «Созерцатель». Обычно исследователи творчества Крамского говорят, что в этой картине художник представил образ искателя всесветной, извечной правды. Созерцатель Крамского ищет ту внутреннюю правду, которая оправдает все, что он будет делать по своей воле и, скорее всего, вопреки закону. Правда - оправдание воли. И воля должна быть выражением правды. А иначе они не имеют для нас смысла.

Продолжаем публикацию серии статей профессора Донских. Начало в «ВН» за 22, 29 января; 12, 19, 26 февраля, 18 марта 2004 года

Правда выше солнца, выше неба, выше Бога: ибо если и Бог начинался бы не с правды - он - не Бог, и небо - трясина, и солнце - медная посуда. В.В. Розанов Хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили. Из собрания В. Даля

Иван Крамской. «Созерцатель». 1876 г.  Иван Николаевич Крамской в 1876 году написал небольшую удивительную картину «Созерцатель». Глубокой осенью унылым днем по заметанной снежным просом тропинке медленно ступает крестьянин. Жиденький прозрачный лесок. Крестьянин идет, весь в странной думе. Непонятно, что будет, когда он эту думу додумает. И тревожно, что вдруг все-таки додумает... Из таких людей рождаются святые, революционеры и разбойники. Обычно исследователи творчества Крамского говорят, что в этой картине художник представил образ искателя всесветной, извечной правды. Правды Смердякова и Алеши Карамазова одновременно.

В русском языке слово «справедливость» имеет тот же корень, что и «право», «правда», «праведник», тогда как в английском, например, слово «справедливость» (justice) от латинского «закон» (jus). И в этом заключается принципиальное различие в подходе к справедливости. Человек поступил справедливо или потому, что несет правоту, правду в себе, или потому, что он поступил в соответствии с внешним для себя законом. Для русского народа правда-справедливость с законом не совпадает. А для англичан, наследников римского государства, справедливость в законе, который может быть суров, но справедлив. Созерцатель Крамского ищет ту внутреннюю правду, которая оправдает все, что он будет делать по своей воле и, скорее всего, вопреки закону. Правда - оправдание воли. И воля должна быть выражением правды. А иначе они не имеют для нас смысла.

«Русская правда» и закон

 Первый свод законов на Руси назывался «Русской правдой». Есть сходство у этого документа с законами короля Альфреда, с англо-саксонскими «правдами» и с норвежскими «правдами», с законами варягов-викингов. В том же значении, что и слово «правда», употреблялось в десятом веке слово «закон». С десятого же века был популярен на Руси пришедший через Болгарию византийский «Закон судный людем», и, согласно академику М. Н. Тихомирову, «Русская правда», которая появилась ранее всего в Великом Новгороде, несла явные следы этого византийского законодательства. Таким образом, в русской законодательной системе языческая правда викингов была дополнена нормами, пришедшими из христианской Византии. Слово «закон», по-видимому, относилось к обычному праву, обозначая закон, принятый в общине, но не записанный, в отличие от закона, зафиксированного письменно. Так уж получилось в русской истории, что хотя наиболее абстрактные слова, слова, выражавшие общие представления о Боге, справедливости, милосердии, благодати и др., пришли из церковно-славянского (а в церковно-славянский они, в свою очередь, попали из греческого), «правда» оказалась не простым переводом соответствующего греческого слова. Слово «правда» соединило в себе общее представление о справедливости и истине, как они понимались еще до христианской эры, с новыми религиозными представлениями. Хотя «правда» в XI-XIII веках употребляется в значении очень близком к «закону», она часто оказывается рядом со словами «любовь», «истина», «храбрость», чего нельзя сказать о слове «закон». Слово «закон» больше относилось к правовой системе. Конечно, слова ни в одном языке не имеют четко очерченного значения, но можно сказать, что если в X веке слова «закон» и «правда» были почти синонимами, постепенно их значения расходятся: закон начинает все больше пониматься как условие общественной справедливости, тогда как «правда» - как источник справедливости или как справедливость сама по себе. Закон все больше понимается как внешнее по отношению к человеку, как нечто установленное извне, тогда как правда - как внутреннее содержание этого установления.

Примерно с XIII века начинает широко употребляться выражение «Божья правда», как, например, в таком тексте - «Мы правду дадим по Божьей правде». Здесь «правда» одновременно и «свод законов» и «божественная справедливость». Но законов много, и не может быть одного Закона с большой буквы, в котором они все совпадают. А правда может быть только одна. У каждого человека своя правда, и она либо часть правды Божией, либо противопоставляется ей. Божья правда едина, целостна, она является источником любой частной правды. А если эта частная правда теряет связь с Правдой, она обращается в ложь, в кривду. Кривды могут сливаться в одну большую, которая начинает теснить правду и может даже победить ее здесь, на земле. А Правда одна, и она у Бога. Как писал в первой половине XVI века Вассиан Патрикеев: «Некоторые пытаются установить свою правду вместо того, чтобы подчиниться правде Бога». А уже в XIX веке в стихотворении-притче «Правда» Алексей Константинович Толстой рассказывает про большую правду, которая «горами поднялась до поднебесья», «степями, государыня, раскинулась», «городами изукрасилась людными». И приехали семеро братьев посмотреть, какова правда на свете живет. Подъехали они к правде с семи сторон, увидел каждый ее по-своему и стал другим рассказывать.

И поспорили братья промеж собой, И вымали мечи булатные, И рубили друг друга до смерти, И, рубяся, корились, ругалися, И брат брата звал обманщиком. Наконец полегли до единого Все семеро братьев удалыих; Умирая ж, каждый сыну наказывал, Рубитися наказывал до смерти, Полегти за правду за истину. То ж и сын сыну наказывал. И доселе их внуки рубятся, Все рубятся за правду за истину, На великое себе разорение.

 В одном из вариантов русского сказания о взятии Константинополя турками, посланного Иваном Пересветовым царю, говорится о том, что хотя Бог и попустил, чтобы Магмет сумел захватить столицу Византии, Правда захвачена не была. Она ускользнула от турок в виде неугасимого пламени, язык которого поднялся из храма св. Софии как раз перед тем, как в город вошли войска неприятеля, достиг небесных врат, которые распахнулись перед ним, вошел в них, и ворота закрылись. Так Кривда осталась на земле, а Правда на небесах. Эта тема стала очень популярной в русских духовных стихах, и даже в конце двадцатого века фольклористы записывают у старообрядцев в одной из деревень Нижегородской области такие стихи:

Что-то в мире взволновалось, Все пошло наоборот, Нигде правды не осталось, В кривде тонет весь народ.

 Федор Карпов, один из известных русских политических мыслителей того же XVI века, в своем послании к митрополиту Даниилу противопоставляет идеал царства правды царству терпения. Идея его состоит в том, что в государстве, где установлены основанные на правде праведные законы, нет расхождения между внутренним чувством справедливости и внешними государственными требованиями, и человек нормально живет, тогда как в противоположном случае он лишь «терпит», а не живет, потому что законы требуют одного, а совесть - другого. И это страшно. И еще: правда обязательно связана с милостью, потому что в противном случае строгое соблюдение законов ведет к зверствам. Больше того, в текстах знаменитых писателей Афанасия Никитина, который в конце XV века путешествовал в Индию, и Ивана Пересветова (времена Ивана Грозного) правда ставится выше веры и справедливости. Справедливость для них - только одно из проявлений Правды.

Итак, к середине XVI века «правда» и «закон» расходятся в своих значениях и даже противопоставляются друг другу. Закон железно связывается с судебной системой, а как знал и знает любой русский человек, «где суд - там и неправда». Значит, должна быть воля к правде, которая оказывается высшей ценностью человеческого существования. Эту правду и ищет герой картины Крамского.

Самовластье, но не самодержавие

 Русь не знала систематической философии. Абстрактное мышление было делом схоластического Запада. И не случайно, что единственный собственно философский спор в русской культуре, который состоялся до начала Нового времени и серьезного знакомства с западно-европейской культурой, был спором о свободе воли. Он шел в период борьбы иосифлян и нестяжателей в конце XV - начале XVI веков. Обсуждалась проблема «самовластья», права на выражение своей воли. Возможно ли это? В популярном «Слове о самовластии души» говорится, что «самовластными нас сотворил Бог, спасемся или погибнем волею своею». Единственной оградой души является вера, потому что она несет с собой страх Божий. И этот страх становится орудием души. Св. Нил Сорский соглашался с тем, что человек действительно свободен. Но он не может спастись своей волей, человек должен найти в себе, в своем сердце правду-истину, образ Бога, и следовать этой правде. Только правда позволит ему различать добро и зло. Его оппоненты возражают: не может быть свободы воли. Если бы Бог сотворил человека самовластным, то не установил бы Он царей, князей и вообще власти. Не способен слабый и греховный человек управлять собой и вести себя к добру. Всякая власть от Бога, и только через подчинение этой власти человек спасется. Иначе говоря, воля человека ограничена извне царской (или княжеской) властью. Сокращена до нуля. И тогда главной задачей власти становится ограничение свободы и воли подвластных. Эта мысль пришлась очень по душе Ивану Грозному. Он пишет Курбскому: «Что Бог сотворил человека и вольность ему даровал и честь, это твое писанье много отстоит от истины». Человек, по его мнению, должен слепо и абсолютно подчиняться власти. Этот вопрос так и остался вопросом для русского сознания, и через триста лет после Ивана Грозного его обсуждают в романе Достоевского братья Карамазовы. Главная проблема, которую ставит Достоевский в том же романе в «Легенде о Великом инквизиторе», - или власть все организует за народ, и народ - хочет он того или нет - будет счастлив (а если не будет - сам виноват), или каждый человек, следуя своей воле и прислушиваясь к голосу сердца, будет жить по правде, но тогда ему не избежать заблуждений и горестей.

Государственная власть реализует себя в законах и тем самым уходит от правды... И отделяется в русском сознании царь от законов, от государства. Только он, вопреки государству, может принести правду и через нее справедливость, и сердце это почувствует, и тогда воля будет согласна с сердцем. Но вряд ли такая идиллия возможна. Идет, прислушиваясь к своему сердцу, крестьянин унылым днем поздней осенью... И куда же придет он? Уйдя из своей земной общины, он ищет общины небесной. И если не найдет, восстанет против земной.

Размашистость души и государство с дыркой

 Слово «воля», так же как и «правда», непереводимо на другие языки, потому что оно несет два значения одновременно - «свобода» и «сила внутреннего напряжения, способная реализовать поставленную цель», что создает удивительную игру. Это и свобода от любой внутренней и внешней зависимости и в то же время - внутренняя свобода. Эти значения существуют по крайней мере с XI века. Один из авторов этого времени, обращаясь к своему собеседнику, говорит о том, что готов сделать то, что «велит воля сердца твоего». Источник воли - в сердце. И в то же время «воля» оказывается свободой. Можно отпустить на волю, можно гулять на воле... Это значение свободы развивается в древнерусском языке в связке со словом «мир». Мир - это космос и община («на миру и смерть красна»), и в то же время мир - это соглашение, согласие, покой. Пара «мир» и «воля», как показал В. Н. Топоров, унаследована от древнеиранского, где была пара богов - Митра (мир, согласие, порядок, центр) и Варуна (выход за пределы, беспорядок, беспокойство). В русском сознании сосуществовали идеал мирной красоты совместной жизни с вольным стремлением за мыслимые пределы. С одной стороны - тесная крестьянская община, с другой - вольное казачество, первопроходцы, разбойники и искатели Нового Града, душевно устремленные к конечному смыслу бытия. А это и есть Правда.

Часто эту размашистость русской души связывают с огромными просторами государства. Что русские просторы определили широту народной души. А так ли это? Душа либо принимает эти просторы как данность, либо отгораживается от них китайской стеной. Это изначальное качество души - быть открытой или закрытой, а не функция необозримых пространств. Русь, унаследовавшая государство (о чем шла речь в одной из первых статей), оставалась на протяжении веков (фактически до Пугачевского восстания) открытой к юго-востоку, где создавались так называемые «буферные государства» Черных клобуков и потом казаков. У нее не было с этой стороны фиксированных границ. И отсюда Русь разливалась к востоку до Тихого океана. И, конечно, для этого нужна была непоседливость и открытая просторам душа, и невозможно представить, чтобы сначала народ освоил огромные просторы, а потом начал душевно меняться, изумленно созерцая свои неоглядные земли. Нет, с самого начала всегда была устремленность за известные пределы в мир неизвестный, смертельно опасный и манящий одновременно. Воля, вольность становится единственно доступным на земле счастьем. Мир (покой) вольной (свободной) души - это невозможное счастье, к которому стремится поэт, - «На свете счастья нет, а есть покой и воля» (Пушкин). Это стремление воли может быть оправдано и освящено только одним - небесной правдой. Они сливаются, и мистическая устремленность души находит в воле и правде свою недостижимую и желанную цель.

Принципиальное различие между европейским идеалом политической свободы (сложившимся к первой половине XVIII века) и русским идеалом правды-воли (который окончательно сложился к XVI веку) состоит в следующем. Европейцы практично удовлетворяются постепенными реформами законодательства, связывая с ними гарантии свободы личности. Идеал отечественный складывается из правды как высшей справедливости и высшей истины (истины сердца, в отличие от истины разума) и воли - внутренней свободы, побуждающей личность противостоять любым внешним ограничениям. Этот идеал заставляет общество духовно противостоять реальным законам и напрямую связанной с ними общественно-политической свободе, потому что они частично и несовершенно выражают идеал настоящей свободы-воли.

И поэтому российское общество упорно не складывается из отдельных самовластных личностей в гражданское. И поэтому оно, это рыхлое общество, заведомо не может удовлетворяться никакими политико-правовыми реформами самими по себе, больше того, оно относится к ним с известным презрением и гордится тем, что у него другой аршин.

Олег ДОНСКИХ, профессор, доктор философских наук
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент