Монолог русского пьющего интеллигента, или Театр начинается не с вешалки, а с рюмки

В театре «Старый дом» идут репетиции спектакля «Записки нетрезвого человека» по произведениям трех «гениальных пьяниц русской литературы» - Сергея Довлатова, Виктора Некрасова и Александра Володина. Режиссер-постановщик спектакля Владимир Оренов. «Вино меня уводит в глубь меня, туда, куда мне трезвым не попасть», - цитирует режиссер Игоря Губермана.

В театре «Старый дом» идут репетиции спектакля «Записки нетрезвого человека» по произведениям трех «гениальных пьяниц русской литературы» - Сергея Довлатова, Виктора Некрасова и Александра Володина. Режиссер-постановщик спектакля Владимир Оренов.

На репетиции спектакля «Записки нетрезвого человека»  Оренов признается, что его всегда интересовал менталитет человека в его разных ипостасях. В Москве он поставил «Русский преферанс» - о человеке азартном, играющем. В следующем сезоне на новосибирской сцене намерен поставить «Супружество как точная наука» - о человеке любящем и существующем в супружеской и несупружеской постелях. И наконец, «Записки нетрезвого человека» - спектакль о человеке пьющем.

«Вино меня уводит в глубь меня, туда, куда мне трезвым не попасть», - цитирует режиссер Игоря Губермана.

- Конечно, человек пьющий и живет, и выражает себя иначе, чем человек непьющий. Иногда это бывает смешно, иногда глупо, иногда гениально... Это и будет рассказ о питье как о беде, как о радости, как о печали...

Записки трех совершенно разных писателей соединены в спектакле в единый монолог русского интеллигента конца XX века. Пестрая мозаика, составленная из многочисленных частных историй о самых разных аспектах нашего бытия, по замыслу создателей, в идеале должна сложиться в «картину жизни в России вообще».

- Если удастся, то появится вся наша нетрезвая Россия, наши нетрезвые чувства, вся наша, я бы сказал, святая нетрезвость, - говорит Оренов, - но это если удастся, по крайней мере так «мечтается»...

Зрителю для лучшего вхождения в тему в фойе театра перед началом будет предложено выпить по рюмочке. А чтобы русский интеллигент дегустацией не злоупотребил, уже разработана «система ограничений» - на билете после «приема» будет ставиться штамп или делаться прокол. И «продолжить банкет» уже можно будет только за свой счет и в театральном буфете...

Над спектаклем работает московская постановочная группа. Художник - главный художник МХАТа имени Чехова, долгое время художник Театра на Таганке, автор знаменитого «Гамлета» Давид Боровский. Композитор - художественный руководитель фестиваля актерской песни им. Андрея Миронова Андрей Семенов. Балетмейстер - главный балетмейстер театра Ленсовета Николай Реутов, плакат и программку к спектаклю, где планируется факсимильно воспроизвести фрагменты писем Володина к Оренову, делает Евгений Добровинский...

Художник-постановщик создаст на сцене «серебряный Петербург» - город из металла, со странно изогнутыми, «резиновыми», отливающими металлическим блеском улицами и с документально воспроизведенными решетками Фонтанки напротив БДТ. Внутри этой холодновато-сдержанной «Европы» вставным спектаклем заиграет буйством красок «Восток» - с его яркими золотыми халатами, восточной музыкой и восточными тканями. Это будет тема Омара Хайяма - некоторая игра в Восток и игра в вечное вино.

Специфика спектакля в том, что каждый актер там играет сразу с полсотни ролей, и это заставляет его перевоплощаться, меняясь каждую секунду.

- Он должен за несколько секунд рассказать и показать историю, - говорит режиссер, - создать характер. Каждый из авторов, и в этом их гениальность, умеет в нескольких строках, на нескольких страницах уместить целую человеческую судьбу... Это очень интересная для нас задача - посмотреть, можно ли, не имея перед собой развернутой драматургии, а имея только мощную афористической фразой прозу, сыграть судьбу человека. Мне кажется, что можно. И актеры пока со мной согласны.

Спектакль представляет из себя сотни миниатюр, фраз, диалогов, фрагментов, шуток, сцен...С такой сложной структурой актеры театра еще не имели дела никогда... Обычно, если, например, репетируется «картина пятая», то приходят все, кто репетирует картину пятую, а тут на каждую репетицию приходится собирать весь актерский состав. В спектакле задействована вся труппа театра. Репетируются «Записки...» двумя составами, что тоже создает определенную сложность. С этим, признается Оренов, была некоторая путаница, пока не догадался обозначить один состав «икс», а другой «игрек».

В связи с конфликтом в театре премьера спектакля перенесена на конец мая.

Как полагают в департаменте культуры, возможный уход Оренова с должности главного режиссера не должен помешать выпуску спектакля.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент