Будьте осторожны: у вас в руках «мобильник»!

Вы купили себе мобильный телефон. Он у вас в руках, вы им довольны и остается довольным до той поры, пока он не начинает «хандрить»... И вы направляетесь по адресу сервис-центра, указанному в паспорте аппарата, где вам должны аппарат отремонтировать. Правда, для того, чтобы ремонт был бесплатным, необходимо «всего-навсего» доказать, что поломка аппарата - это заводской брак, а не ваша неправильная его эксплуатация.

«Добрый совет» - страничка для тех, кто платит за услуги и товары

 Вы купили себе мобильный телефон. Не важно почему - потому что это престижно или он вам действительно необходим. Он у вас в руках, вы им довольны и остается довольным до той поры, пока он не начинает «хандрить». А это рано или поздно происходит, поскольку аппарат сотовой связи - не только средство связи, но и бытовой прибор, который, эксплуатируется, а значит, изнашивается. Как пылесос, к примеру, или телевизор, или холодильник и т.д. И вы направляетесь по адресу сервис-центра, указанному в паспорте аппарата, где вам должны аппарат отремонтировать. Правда, для того, чтобы ремонт был бесплатным, необходимо «всего-навсего» доказать, что поломка аппарата - это заводской брак, а не ваша неправильная его эксплуатация.

- Конфликтов из-за этого достаточно много, - комментирует ситуацию руководитель испытательной лаборатории электронной аппаратуры и продукции электроприборостроения Новосибирского центра стандартизации, метрологии и сертификации Олег Синьков. - Часто сервисные центры или пункты по ремонту аппаратов сотовой связи отказывают клиентам в бесплатном обслуживании, мотивируя свой отказ тем, что человек сам виноват в небрежном отношении к телефону.

- А как доказать, что это не так?

- Для этого к нам владельцы «мобильных» телефонов и приходят. Основной вопрос для проведения экспертизы - заводской ли брак является причиной выхода аппарата из рабочего состояния или он сломался по вине потребителя. Если заводской, то проблем нет. А если нет... Недавний пример: пришел мужчина, который уже побывал в сервисной службе, и ему отказали в гарантийном ремонте. Я читаю: «механическое воздействие», а он: говорит: «Я ничего с ним не делал»! Я позвонил в сервисную службу и говорю, что, мол, обследовал аппарат и не вижу следов воздействия. Они: «Надо смотреть через микроскоп, и при большом увеличении видно, что на микросхеме наблюдается отслоение лака и микротрещины на печатной плате». А случиться это могло как угодно - уронил, разъем питания вставил неаккуратно, в конце концов! Я посмотрел через увеличительное стекло, и действительно - есть отслоение. Там микросхемы интересные: они без ножек, припаиваются на плату и приклеиваются лаком, очень плотно крепятся. А поскольку конструкция очень хрупкая, то при малейшей деформации отслаиваются, что и подтвердилось - такой дефект был.

- Но ведь таким образом можно вывести из строя аппарат даже от того, что недостаточно аккуратно его эксплуатируешь!

- Совершенно верно.

- Тогда какой смысл его покупать, скажите, пожалуйста?!

- Вы подняли очень интересную тему, и, чтобы ответить на ваш вопрос, необходим небольшой экскурс в историю мобильных телефонов в России. Если сравнить время, когда сотовая связь только определилась как отдельный сегмент товарного рынка, а «мобильник» был товаром элитным, и наши дни, то изменилось очень многое. Во-первых, телефоны начали выпускать не только общепризнанные компании но и малоизвестные фирмы, и теперь купить их можно едва ли не на каждом углу, во-вторых, цены опустились до вполне разумных пределов, а в-третьих, их «навороченность» варьируется от «есть все» до «просто переговорное устройство». То есть изменился, если хотите, его статус: прежде «мобильник» был своего рода фетишем, а сейчас он - распространенный товар, в котором главное уже не только возможность пообщаться с кем-либо в любой момент, но набор дополнительных функций. Для молодежи, впрочем, он остается все-таки вещью, которая просто должна у них быть! Не потому, что необходима, а потому что должна - и все! И вы теперь можете, если хотите, приобрести аппарат с кучей мыслимых и немыслимых функций, а можете - простенький. Рынок «съест» и те, и другие, но с особым аппетитом - все-таки дешевые. Их по средствам купить не только недостаточно обеспеченным гражданам, но даже школьникам, если экономить выданные родителями деньги. И компаниям стало невыгодно выпускать модели, в которые закладываются избыточная надежность. Слишком небольшая разница между себестоимостью и розничной ценой. И поэтому сейчас происходит такая интересная вещь: мировые брэнды - «Эриксон», «Сименс», «Нокия» и т. д. - стали производить модели, которые легко делать на потоке. Реализуют базовые идеи, а модели отличаются только набором сервиса или дизайна, наличием цифровой камеры, аксессуаров и т. д. Меняется форма, дизайн, габариты, но мало внимания уделяется надежности аппарата.

- Ладно, пусть некоторые модели не обеспечивают высокую степень надежности, но ведь есть же гарантийный срок?

- Гарантийный ремонт осуществляется легко. Фирма-поставщик обеспечивает сервисный центр запчастями, обеспечивает информацией и даже обучает мастеров. А вот негарантийный ремонт практически никто не делает, потому что зачастую стоимость комплектующих примерно равна стоимости телефона. По большому счету, рынок «мобильников» сегодня является огромным рынком одноразовых вещей. На Западе это в порядке вещей, потому что там купить «мобилу» за 50-100 долларов - не проблема. И это не тот товар, на ремонт которого стоит тратить деньги. Тем более что постоянно предлагают новые модели, а выкидывают его не потому, что он плох чем-то, а потому, что надоел. Их утилизируют, как любую бытовую технику, чтобы не загрязнять окружающую среду. У нас же получается, что наш менталитет несколько отстает от реальной жизни. Наш человек, который «вбил» три-четыре тысячи рублей в «сотик», справедливо считает, что при нынешней зарплате потратил большие деньги, и эта вещь ему до конца жизни должна служить. А с точки зрения производители - она вообще чуть ли не копеечная вещь! Что же касается сервиса, который призван поддерживать аппараты в рабочем состоянии, то в России он начал развиваться по общемировому направлению и, наверное, слишком рано. Если раньше ремонтировалась практически вся аудио- и видеотехника, то сейчас сервисных фирм очень много, но браться за ремонт сотовых телефонов они не торопятся в силу того, что чинить становится нерентабельно: затраты на ремонт превышают разумные какие-то ограничения. Поэтому сегодня сервисных фирм, которые позиционируют себя как ремонтные мастерские всех моделей и любого срока выпуска, очень и очень мало. Кое-где помогут, а как правило, отказывают. Да и платить за ремонт - я вынужден повториться - приходится по меньшей мере сумму, составляющую треть и более от первоначальной стоимости аппарата.

- Но если человек собрался все же приобрести себе мобильный телефон, что вы ему посоветуете?

- Если этот человек может себе позволить дорогой телефон с миллионом функций, то он вряд ли когда-либо соберется в случае надобности его ремонтировать - просто взамен купит новый. Если же покупатель из числа людей с несколько ограниченными финансовыми возможностями, то и аппарат он возьмет подешевле, правильно? И посоветовать можно только одно: будьте аккуратны при эксплуатации, иначе за ремонт придется платить почти столько же, сколько заплатили за новый аппарат.

Выпуск подготовлен совместно с Новосибирским центром стандартизации, метрологии и сертификации.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент