Легко, уверенно, талантливо

Первую картину Настя Захарова написала, когда ей было лет восемь-девять. Ирина Кручинина - преподаватель изостудии «Росток», глядя на оранжево-черную огромную голову на листе ватмана, выполненную гуашью, подумала примерно так: «Возможно, из этой девочки получится хорошая балерина, актриса или певица, но художник...» Сейчас в свои 16 лет Настя побывала со своими картинами в Словении, Македонии, Болгарии, Югославии, Португалии... А стран, где были и есть ее работы, наверняка больше.

Настя Захарова за работой  Первую картину Настя Захарова написала, когда ей было лет восемь-девять. Ирина Кручинина - преподаватель изостудии «Росток», глядя на оранжево-черную огромную голову на листе ватмана, выполненную гуашью, подумала примерно так: «Возможно, из этой девочки получится хорошая балерина, актриса или певица, но художник...»

- Сейчас вспоминаю о первой встрече с Настей с улыбкой, - говорит Ирина Викторовна. - А тогда было не до смеха. Пришла она очень... «неумелистая» какая-то, и я долгое время думала, что выцарапать из нее ничего не удастся. И как мы были рады, когда у Насти появились первые успехи.

«Мы» - это Ирина Викторовна и родители Насти - Андрей Юрьевич и Елена Михайловна, которые хотели, чтобы дочь обучилась именно живописи, а не вокалу, не балету, не актерскому мастерству и ничему другому. Но, наверное, их устремлений было бы недостаточно, если бы не сама Настя, в которой с раннего возраста проглядывался человечек с характером, с собственным мнением. Воспоминания о Битоле - как их видит Настя  - Сначала я увидела, что она стала чувствовать и понимать цвет, - это была наша первая общая победа, - продолжает рассказывать Ирина Викторовна. - А потом уже приложилось все остальное. Знаете, это как песню выучить: слова запомнил, мелодию запомнил - и запел. Теперь она поет легко, уверенно, талантливо.

Сейчас в свои шестнадцать лет Настя побывала со своими картинами в Словении, Македонии, Болгарии, Югославии, Португалии... А стран, где были и есть ее работы, наверняка больше. Португалия стала для нее первым серьезным испытанием, которое в итоге обернулось приобретенной уверенностью в своих силах. Это была первая встреча с чужой страной, чужой культурой, архитектурой и с совсем другими людьми. А писать все это - портреты, пейзажи - невозможно, если не узнать их ближе, не понять их культуры, обычаев, характера.

- Настя тогда сильно переживала, - вспоминает ее педагог. - И ее можно было понять: столько приехало участников выставки из разных стран - не хотелось ударить в грязь лицом. Но все, слава Богу, получилось как нельзя лучше. Анастасия Захарова и ее педагог Ирина Кручинина  После Португалии приглашения на зарубежные «гастроли» стали приходить с регулярностью международных рейсов авиакомпании «Сибирь». Известнейший в Македонии деятель культуры Коста Хаджи Антановски более двадцати лет устраивает выставки детского рисунка в городе Битол - «Мал Битолски Монмартр», и последние четыре года они проходят с обязательным участием Насти и ее друзей из изостудии. В прошлом году едва ли не сто российских детских коллективов претендовали на поездку туда, но организаторы отдали предпочтение шести, в том числе и обчанам.

- В Македонии мне было полегче, чем в Португалии, - признается Настя. - Хотя страны разные и люди разные, но мне кажется, что они все равно похожи друг на друга. Это только мы, русские, не похожи ни на кого. Поэтому с каждым разом к иному образу жизни я привыкала все быстрее и быстрее и работалось, конечно, проще и легче.  Кстати, там, в Битоле, в последний свободный от многочисленных встреч, экскурсий, выставок, занятий день, когда все ее сверстники отправились в «свободное плавание» по городу, Настя осталась с мольбертом у резиденции Коста Хаджи Антановски. И правильно сделала, потому что в итоге оказалась, наверное, единственной участницей выставки, которая увезла с собой на память живописную картину о «Мал Битолски Монмартре». По условиям выставки, все прибывшие или присланные на выставку работы остаются в Македонии, в коллекции организатора. Эскизы, рисунки - тоже. А картина Насти была не завершена, поэтому «изъятию не подлежала». Заканчивала работу над ней Настя уже дома, в Оби. Конкретного названия у картины нет, а сама автор склонна говорить о ней как о «воспоминаниях о Битоле».

- Можно считать ее проявлением моей благодарности за незабываемые дни в этом городе, - говорит Настя. - Я попыталась оставить на полотне все, что мне особенно запомнилось в той поездке, и всех, кто мне особенно запомнился и особенно дорог. Это и сам господин Антановски, и мои друзья. Себя, впрочем, я тоже не забыла. Хорошая память о Македонии.

Друзей у Насти с каждой поездкой все больше. Они остаются в тех городах и странах, где она бывает, разъезжаются по домам, откуда приезжали на выставки. Так что можно сказать, что друзья у нее - едва ли не в каждой европейской стране. Письма от них приходят Насте и на электронный адрес в Internet, и на обычный, почтовый. Осенью ей опять предстоит поездка в Словению, в город Целье, к уже хорошо знакомому ей владельцу детской художественной галереи Михайло Лишанину. Значит, опять будут встречи со старыми и новыми друзьями.  Предстоящая выставка - особенная. Михайло Лишанин посвящает ее только русским детям и их творчеству. Один зал будет предоставлен произведениям москвичей, второй - владимирцев, а третий (Большой зал) - Насте. Выставки в Целье проходят всегда при большом скоплении посетителей и с участием высокопоставленных особ. На открытии прошлой, например, присутствовала Штефка Кучан - супруга президента страны Милана Кучана. Всегда много представителей прессы, профессиональных художников и коллекционеров живописи. Кстати, когда Ирина Кручинина поинтересовалась у Михайло Лишанина о причинах его столь пристального внимания к творчеству Насти, тот ответил коротко: «Хороший художник».

Впрочем, вовсе не факт, что свое будущее Настя свяжет именно с творческой деятельностью художника. Нет, к своему увлечению она относится совершенно серьезно, не менее ответственно, чем к школьным занятиям в общеобразовательной школе, где считается одной из лучших учениц. Но...

- Зачем загадывать, если впереди еще есть время для выбора? - резонно рассуждает она. - У меня есть свои планы. Правда, Ирина Викторовна активно агитирует меня «за искусство», как мама и папа - за юриспруденцию. Но у меня есть свои соображения на этот счет. Нужно все тщательно взвесить.

Но как бы ни сложилась жизнь Насти в дальнейшем, живопись всегда останется с ней. Права Ирина Викторовна, это - как песня: поется легко, значит, напевать любимую мелодию будешь не переставая. А Насте поется легко.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент