Простор для души

Вам, наверное, не раз доводилось встречаться с людьми, которые родились за тысячи верст от Сибири и учились не в наших краях, но вот приехали сюда и, хотя появлялась возможность вернуться, осесть в столицах, все же остались на земле Сибири. Сами себе удивляются, затрудняясь объяснить такой феномен. Мария Васильевна Титова в 1950 году по распределению прибыла в Новосибирск...

«Ветеран» - cтраница для старшего поколения

Встреча очередных гастролеров - артистов театра имени Моссовета. Крайняя слева - М.В. Титова

 Вам, наверное, не раз доводилось встречаться с людьми, которые родились за тысячи верст от Сибири и учились не в наших краях, но вот приехали сюда и, хотя появлялась возможность вернуться, осесть в столицах, все же остались на земле Сибири. Сами себе удивляются, затрудняясь объяснить такой феномен.

Мария Васильевна Титова родилась в городе Лодейное Поле, что в 240 километрах на северо-восток от Ленинграда. Училась в Ленинградском инженерно-экономическом институте имени Молотова на машиностроительном факультете. В 1950 году по распределению прибыла в Новосибирск на завод низковольтной аппаратуры...

Тут сделаем остановку. В институт поступила в сороковом. Уехала из родного дома, так как была старшей из шести детей Ефросиньи Антоновны и Василия Николаевича Титовых. Отец работал начальником линейно-технического участка связи, а мама - простая крестьянская женщина - кормила, поила, обшивала, с огородом управлялась. И на собственном примере понимала, что детям надо учиться. Так бы и «выпархивали» в большой город на учебу один за другим, да вмешалась в спокойную жизнь война.

После сдачи последнего экзамена за первый курс поручили девушкам разносить по домам повестки, а ребята уже готовились к призыву. Потом рыли траншеи да устанавливали противотанковые надолбы. Одно время копали окопы под руководством будущего шахматного чемпиона мира преподавателя Ленинградского политеха Михаила Ботвинника.

Из общежития на Лесном проспекте их перевели в здание института в Кузнечном переулке. Здесь в физической лаборатории, где жили 25 человек, были печки-«буржуйки» и было чем топить - парты, чертежные доски, столы, шкафы шли на дрова. Труднее было свыкнуться с голодом и отсутствием воды. 13 марта 42-го по льду Ладожского озера их вывезли на Большую землю, поместили в эшелон N 73 (поезд Ленинград - Тбилиси). На крупных станциях врачи обходили вагоны, забирали тех, кому было особенно худо. Санитары уносили умерших. Машу Титову - Мусю, как звали ее подруги, высадили на станции Новоаннинская, ходить она уже не могла. Три месяца прошло прежде чем в буквальном смысле поднялась на ноги. Вместе с двумя другими девушками ее повезли в колхоз «Крепость коммунизма», худых, обритых. («Тифозных привезли», - посчитал председатель). Определили их в семьи, колхоз на каждую выдавал продукты. Машу устроили в семью Мироновых, и тетя Фрося - мамина тезка - помогла девушке обрести человеческий вид. И все же на ночь она укладывала под подушку кусок хлеба - на всякий случай.

А война подходила все ближе и ближе. Стали забирать на войну и девчонок. Собралась и она - в босоножках с надетыми поверх теплыми носками. Позже увидит это секретарь Новоаннинского райкома комсомола и подарит ей валенки. А в станицу их привезли к медикам на осмотр. Увидели Титову и удивились: «Ты, оказывается, живая!» Того не ведали, что выжить еще в больнице ей помогала неотступная мысль о том, что вот умрет она на чужой земле, и родители никогда не узнают, где и когда это случилось с ней. Только в 44-м году телефонистка, комсорг роты ПВО сержант Титова разыскала брата Сергея в госпитале (на фронт он ушел в 16 лет) и от него узнала, что родители живы: были в эвакуации, а после вернулись в Лодейное Поле.

В августе 45-го как студентку ее демобилизовали. Институт вернулся из Пятигорска в город на Неве. Еще свежи были раны на теле родной земли. Но больше всего поразили деревья - они стояли за окнами поезда без верхушек, срезанных огненным ураганом. Все крупные здания в Лодейном Поле, начиная с вокзала, разбиты, а их дом - большой деревянный пятистенник - уцелел. Ефросинья Антоновна перешила дочернюю шинель на гражданское пальто, предварительно перекрасив ее, и пошутила: «Вот и шинель демобилизована!»

Удивительная все же эта емкость минувшего, именуемая памятью! Мария Васильевна рассказывает о давно прошедшем, словно не отстоит оно от нынешнего на полсотню с «хвостиком» лет. Замечаю особенность ее натуры - ей всегда одного дела было мало. Служила в местном штабе ПВО в Камышине и, когда фронт от Сталинградской земли отодвинулся, организовала самодеятельность, даже симоновское «Жди меня» ставили. В институте училась хорошо и была деятельным комсоргом факультета. В Новосибирске некоторое время работала инженером-экономистом на заводе - избрали секретарем комитета комсомола завода, замом заводского парторга. Работала в отделе пропаганды и агитации горкома партии, была секретарем Железнодорожного райкома. И все же в полной мере ее способности проявились в областном управлении культуры, где Титова была заместителем начальника управления.

Хрестоматийная фраза о том, что искусство принадлежит народу, которую прежде я произносила машинально, без особого проникновения в смысл, во время беседы с Марией Васильевной обретала всю свою полную значимость. Театры и творческие союзы заключали договоры о содружестве с заводскими коллективами, сельскими районами области. Поезда «Театрал» и «Турист» привозили тружеников села в театры областного центра. «Поезд искусств» с ведущими артистами, музыкантами, писателями колесил по железной дороге, но выступления и встречи проходили не только на крупных станциях, но и в отдаленных деревнях, в бригадах, на полевых станах. Множество концертов давали филармонические коллективы, в том числе и симфонический оркестр. Постоянно в разъезде был областной театр драмы, радовал детей своими спектаклями театр кукол. Короче говоря, треть всех спектаклей и концертов приходилась на село.

Непременными зрителями премьер, спектаклей, открывающих сезон, были в оперном театре труженики завода имени Чкалова, в «Красном факеле» - сибсельмашевцы. Музкомедия дружила с заводом имени Ленина, ТЮЗ - с электровакуумным, писатели - с Западно-Сибирским речным пароходством и заводом «Тяжстанкогидропресс», композиторы - с железнодорожниками... И еще каждый из них шефствовал над районами области.

Университеты культуры, лектории, передвижные выставки - все действовало, жило, приносило добрые плоды просветительства и моральное удовлетворение. Но и требовало постоянной целенаправленной работы. Мария Васильевна понимает, что многое состоялось благодаря прекрасным руководителями, таким как Александр Матвеевич Махмутов - директор театра драмы, Николай Афанасьевич Бируля (театр кукол), Григорий Матвеевич Слоущ, Нина Ивановна Никулькова, Александр Петрович Чугуков и директор филармонии Александр Иванович Милантьев. А еще была забота о гастролях наших театров в стране и за рубежом, о том, чтобы сибиряки могли познакомиться с искусством столичных театров. О репертуаре, о приглашении на работу в наши театры талантливых режиссеров и актеров... Всех забот и дел не перечесть. Рядом работали надежные, опытные специалисты отдела. И все эти годы возглавлял управление культуры Николай Романович Чернов. Они могли спорить, не соглашаться с мнением другого, но в итоге находили единственно правильное решение.

...А теперь вернемся к тому, с чего начали. Мария Васильевна в свое время могла перебраться в Москву - она была заместителем секретаря парткома Высшей партийной школы при ЦК КПСС, которую окончила в 1960 году, квартира была гарантирована. Но не осталась.

- Наверное, потому, что люди здесь у нас открытые. И вообще, - говорит Мария Васильевна, - есть простор для души.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент