Молодежь в науке: что думают о своей жизни молодые ученые Академгородка

О том, что российская наука переживает непростые времена, говорят и пишут давно. Многочисленные прогнозы ее развития в ближайшие годы благоприятных перспектив не сулят. Процесс «старения» научного сообщества продолжается. Чтобы понять его настроение, проводятся специальные исследования. Так, в новосибирском Академгородке был проведен массовый социологический опрос молодых ученых (молодой - тот, кому не исполнилось 35).

 О том, что российская наука переживает непростые времена, говорят и пишут давно. Многочисленные прогнозы ее развития в ближайшие годы благоприятных перспектив не сулят. Чего стоит один только факт, что средний возраст российского ученого сегодня равен 48 годам, и процесс «старения» научного сообщества продолжается. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что в науку не особенно рвется молодежь. Но молодое поколение, которое выбрало науку, уже проявляет себя. Чтобы понять его настроение, проводятся специальные исследования. Так, в новосибирском Академгородке был проведен массовый социологический опрос молодых ученых (молодой - тот, кому не исполнилось 35).

По итогам этой работы новосибирский историк Анатолий Аблажей сделал анализ ситуации в рамках проекта Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Что получается? Во-первых, как научная молодежь смотрит на состояние дел в науке? Оказывается, весьма пессимистично: лишь 2,4 процента опрошенных оценили его как «нормальное, хорошее». Наиболее острыми проблемами названы «разрушительная политика государства по отношению к науке» и «падение социального статуса ученого и науки». Молодые ученые восприняли ценности и оценки, которые свойственны старшему поколению, хотя сформировались они в совершенно различных социально-экономических условиях.

60 процентов молодых ученых полагают, что научные школы у нас все-таки сохранились, но перспективы их неясны. Оптимистов, которые расценивают положение как «достаточно устойчивое», осталось всего восемь процентов.

Очень актуальная проблема для молодых в науке - остаться дома, не зная, каким будет будущее, или переехать за рубеж, зная, что, где и как там будет. Главный мотив возможного отъезда - улучшение материального положения - об этом говорит каждый третий. А каждый четвертый молодой ученый Академгородка отмечает, что за рубежом у него появятся лучшие условия для работы. Поэтому нечего удивляться, что почти три четверти молодых ученых Академгородка, которые участвовали в опросе, готовы поработать за границей от нескольких месяцев до двух лет.

Раз уж зашел разговор о проблемах, то отметим, что вслед за зарплатой рейтинг таков: жилищные проблемы и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Более половины молодых ученых считают, что их уровень жизни не дотягивает до среднего или даже близок к черте бедности.

Примерно треть назвала этот уровень средним и всего шесть процентов посчитали, что живут выше среднего. Но, что характерно, ни один из молодых ученых не назвал свой образ жизни высоким.

Вот такие невеселые дела, и многое, конечно, зависит от того, как на них смотреть. Анатолий Аблажей решил выяснить соотношение оптимистов и пессимистов. Оказалось, что 60 процентов считает, что пик кризиса прошел, 22 процента уверены, что кризис еще впереди, а 10 процентов вообще испытывают крайнюю степень пессимизма. Так что хотя «уровень потенциальной миграции молодых ученых Новосибирского научного центра остается высоким», надежду потеряли не все. Пока...

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент