Дорога его жизни от 17.10.2002

Анатолий Иванович Московских отдал железной дороге 43 года. Это удивительно обаятельный человек. Он был таким в молодости, таким остается и сейчас. И, несмотря на тяжкое детство, непростую напряженную трудовую жизнь, в нем и сейчас, на восьмом десятке, сохранилось нечто, отличающее его от многих даже молодых людей: он очень любит жизнь. Во всех ее проявлениях.
Анатолий Московских

 Это удивительно обаятельный человек. Он был таким в молодости, таким остается и сейчас. И, несмотря на тяжкое детство, непростую напряженную трудовую жизнь, в нем и сейчас, на восьмом десятке, сохранилось нечто, отличающее его от многих даже молодых людей: он очень любит жизнь. Во всех ее проявлениях.

На одном из фотоснимков из семейного альбома, а у Анатолия Ивановича Московских их множество, он с юной дочкой запечатлен в купе деревьев с дурашливым криком восторга на устах: он счастлив - вот он, вот дочь, а вот деревья...

Или: вот он восседает на коне в черкеске с кинжалом...

Или в группе участников кросса спортивного клуба «Локомотив». У него, кстати, сохранилось множество спортивных наград, потому как он всю жизнь в спорте, и сейчас каждую зиму регулярно встает на лыжи...

Его поколение, да и он сам, очень трудно воспринимают нынешние перемены. Иные сломались. Он - нет. Он бодр, подтянут. С интересом присматривается к внуку: тот учится в техническом университете и одновременно работает программистом. К внучке, которая преподает иностранные языки в частной фирме. И размышляет: кто она, современная молодежь? Что отличает ее от людей его поколения? Почему одни из них делают успешную, как сейчас говорят, карьеру, а другие живут промыслом ночных бабочек на его родном вокзале? А то и просто стреляют сигарету или на бутылку на привокзальной площади? Для него нет ответа на эти вопросы. Потому что сам он прожил удивительную по цельности жизнь.

...С тринадцати лет на приисках в Красноярском крае он работал рядом с отцом коновозчиком. В 42-м, несмотря на то, что в семье было пятеро детей, отца призвали на фронт. А через три месяца пришла похоронка.

В 86-м Анатолий Иванович с женой поехали искать могилу отца. С первого раза не получилось. Поехали на другой год и в Смоленской области нашли братскую могилу, где на обелиске было запечатлено имя Ивана Московских, а в Мурманской области отыскали братскую могилу, где лежит старший брат его жены.

А в войну ну и хлебнули же они без отца! Сестрам пришлось бросить учебу и пойти на работу. Старшая вскоре умерла от туберкулеза. Она достраивала на Севере Норильский комбинат, заболела и приехала домой уже умирать.

Но старшие все-таки дали возможность учиться ему и младшей сестренке. Анатолий закончил школу очень хорошо и вместе с группой ребят поехал в Томск поступать в институт и стал студентом Томского электромеханического института железнодорожного транспорта, который в начале тридцатых прошлого века отпочковался от политехнического. А сам знаменитый томский «политех» родился еще на рубеже прошлого и позапрошлого веков как институт именно при дороге. Вуз назывался политехническим, но по сути в нем уже тогда готовили специалистов именно для Великого Сибирского пути.

Сейчас ему смешно вспоминать, как на экзаменах в соседний вуз его уговорили сдать экзамены «за того парня», земляка. Он был силен в математике. Взял экзаменационный лист и пошел. Вопросов на десять ответил спокойно. Преподаватель смотрит на него вопросительно: в чем дело? У тебя в аттестате одни тройки. А ведь ты знаешь математику очень хорошо. В чем же дело? Смекнул что-то и махнул рукой: иди с Богом! С тех пор никогда в жизни он не перекладывал ответственность за свои дела и поступки на кого-либо и тяжко страдал, когда видел, что это делают другие.

Любопытно: профессорско-преподавательский состав старейшего сибирского вуза набирал студентов с двойным-тройным запасом. Через семестр-два в группах оставалась треть - сильнейшие. Он остался и закончил институт с «красным» дипломом.

Сын коновозчика и сам в прошлом коновозчик до сих пор не может понять, почему в нем с юности гнездилась тяга к сложной технике. Ведь, кроме драги на приисках, он ничего раньше не видел. И сейчас Анатолий Иванович старается не пропустить новые издания по электротехнике: какие в последнее время появились в этой среде новшества?

Когда в Томске они под руководством опытнейших специалистов постигали основы своей профессии, на железной дороге царствовали паровозы. Но в начале пятидесятых, когда он приехал в Новосибирск, Анатолий Иванович поспел к самому началу электрификации железной дороги.

Вряд ли есть смысл в газетной статье перечислять должности его, в общем-то, незамысловатой служебной карьеры. Сначала мастерская, где он научился на ощупь распознавать изъяны в электродвигателях и других электроузлах, несколько инженерных должностей, когда он на собственном опыте постигал основы начинающейся электрификации. Это уже конец 50-х. Начальник тяговой подстанции, с коллективом которой его до сих пор связывают узы товарищества. Позже - заместитель начальника дистанции электротяги. В начале электрификации они все делали сами. Монтировали подстанции, прокладывали кабели, собирали пульты управления... А так как настоящих специалистов было крайне мало, приходилось самому влезать в чрево какого-либо электросооружения и собственными руками доводить дело до ума, а потом нести полную ответственность за его исправную работу.

Вот характерный пример. При монтаже тяговых подстанций в то время употреблялись ртутные выпрямители. Шли они с Урала, для ускорения работ их сразу же ставили в дело. Выпрямители безбожно барахлили, и движение приходилось то и дело приостанавливать. Для ремонта нужно было вскрывать днище выпрямителя, сливать в тазик горячую ртуть, отыскивать неисправность, а потом снова заправлять выпрямитель ртутью... Все знали, насколько это было вредно. Но делали. Правда, медицинский осмотр был очень строгим, и пробы крови на ртуть брали регулярно. Малейшее подозрение - и отстраняли от работы.

Когда Анатолию Ивановичу предложили руководящую работу, должность начальника отдела электроснабжения Новосибирского отделения железной дороги, он отказался: да нет у меня никакого для этого опыта!

Но была в ту пору сакраментальная фраза: ты же коммунист! Начальник отделения дороги Петр Филиппович Мысик ему об этом напомнил: ты нужен здесь! И семнадцать лет он исправно тянул эту нелегкую лямку. Специалистов было немного, поскольку один за другим уходили в «оборонку», где в ту пору и платили больше, и снабжение было на зависть другим. Но за всю свою жизнь, а он отдал дороге 43 года, у него и в мыслях ни разу не было куда-то уйти.

Автору этих строк уже не раз приходилось задумываться: а почему именно на железной дороге столь устойчивы традиции, почему именно здесь так долго сохраняется подлинная дружба между людьми? И почему руководство при всей сложности современной экономической жизни видит большой смысл в заботе о ветеранах? Один из ответов, наверное, заключается в том, что без традиций и неподдельного внимания к людям, в том числе и немолодого возраста, нет коллектива вообще.

...Зимой он берет лыжи, отправляется в Заельцовский парк. И - пятнадцать километров до Мочище. Там растет 300-летняя реликтовая сосна. Усталый, он прислоняется к ней: «Милая ты моя, дай сил и здоровья для этой трудной и прекрасной жизни!»

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент