Как выпускник выпускнику...

В Сибирском государственном университете путей сообщения состоялась встреча начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Целько с профессорско-преподавательским составом университета, выпускниками СГУПСа и молодыми специалистами дороги.Сначала начальник дороги, хоть он и неплохо осведомлен о делах в СГУПСе и сам в свое время закончил НИИЖТ, прошел по его лабораториям, побывал в строящемся Центре перспективных технологий, ознакомился с бытом студентов в общежитии.

О чем говорил выпускник НИИЖТа 1978 года Александр Целько с выпускниками вуза последних лет

Компьютерный класс кафедры экономики транспорта. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Полностью это мероприятие в Сибирском государственном университете путей сообщения называлось так: встреча начальника Западно-Сибирской железной дороги с профессорско-преподавательским составом университета, выпускниками СГУПСа и молодыми специалистами дороги.

Пожалуй, это была одна из ключевых встреч Александра Целько в новой должности. Где, как не здесь, идет подготовка квалифицированных кадров для магистрали, где, как не здесь, непосредственно от сотрудников вуза, выпускников и молодых специалистов можно услышать самые свежие, самые непосредственные мысли о состоянии дел на дороге и поближе познакомиться с проблемами, с которыми сталкиваются выпускники вуза, начав работу на Западно-Сибирской.

Но сначала начальник дороги, хоть он и неплохо осведомлен о делах в СГУПСе и сам в свое время закончил НИИЖТ, прошел по его лабораториям, побывал в строящемся Центре перспективных технологий, ознакомился с бытом студентов в общежитии.

Официальная часть встречи началась с подписания соглашения о сотрудничестве дороги и вуза. При этом ректор университета Константин Комаров заметил, что предыдущее соглашение выполнено на 100 процентов. И СГУПС, и дорога, разумеется, заинтересованы в самом тесном сотрудничестве. Университет вот уже 70 лет регулярно поставляет дороге кадры и выполняет многие научно-технические работы для путейцев, а магистраль давно и хорошо помогает преподавателям и ученым в укреплении учебно-материальной базы.

В коротком выступлении Александр Целько уже в самом начале встречи обозначил круг проблем, который предстоит решать в ближайшие годы. Разговор был откровенный. Главный вопрос, по мнению Целько, это развитие материально-технической базы дороги. Ее состояние приблизилось к критической отметке, сказал он. Тревогу вызывает состояние и устаревших локомотивов, и вагонов, как грузовых, так и пассажирских. Закупать их за рубежом невыгодно, нужно развивать собственную сеть базовых заводов по производству техники. И правительство предпринимает меры в этом направлении.

Говоря о развитии университета, как одного из центров подготовки кадров не только дороги, но и МПС в целом, Александр Целько подчеркнул, что средства на совершенствование учебного процесса надо изыскивать и дальше, но при минимальных затратах добиваться больших результатов. В частности, сооружаемый Центр перспективных технологий может стать научно-технической лабораторией не только СГУПСа. В этом университету нужно помочь. Позднее, в завершение встречи с выпускниками и специалистами, начальник дороги выразился предельно конкретно: у Западно-Сибирской сейчас две важнейшие задачи - кадры и деньги.

Новое руководство не скрывает, что особые надежды возлагает на молодежь, на прилив свежих сил.

И вот в разговоре с молодежью-то и выявлялись наиболее важные проблемы. К слову, в университет для встречи с начальником съехались молодые специалисты со всех четырех отделений дороги. В их лаконичных выступлениях можно было выявить несколько основных позиций. Первое, с чем сталкивается молодой специалист после окончания вуза, - это отсутствие опыта работы на крупном производстве. Вуз - одно, а настоящая работа - это уже другой уровень и требовательности, и ответственности. К тому же практику во время учебы не всегда удается проходить непосредственно на рабочих местах. И вот совсем молодой человек, придя на предприятие или на железнодорожный узел, вдруг начинает ощущать огромный груз ответственности, к которой он далеко не всегда готов. Тем более что нередко его подчиненные годятся ему в отцы.

Хотя есть и немало примеров, когда выпускники довольно быстро вписываются в конкретные условия и начинают расти по службе. И выступления этих людей были особенно интересны. Это Павел Третьяк, выпускник 97-го года, ставший уже главным инженером Новосибирской дистанции пути. Это Валерий Зобнин, выпускник 98-го года, выросший уже до заместителя начальника станции Инская, и много других. Но нельзя не отметить все-таки тот факт, что железная дорога - это зона особого, как говорится, риска. И становление молодого специалиста здесь происходит и быстрее, чем где-либо, и сложнее в силу специфики работы.

Немало молодых специалистов уходят с дороги, несмотря на престижность работы здесь, после первого же года работы. Просто не справляются с трудностями. Один из выпускников даже полушутя заметил, что быстрее адаптируются в новых условиях бывшие троечники, а не отличники. У них-де закалка лучше, они привыкли к житейским сложностям. Ему мягко возразили старшие коллеги: нет уж, давайте вы учитесь как следует. С настоящими знаниями вы станете со временем классными специалистами, а у троечника и работа будет на троечку.

Другая немаловажная проблема, с которой выпускники сталкиваются в первый же год работы на транспорте, - невысокая на первых порах зарплата. Они остро чувствуют это в самом начале своего жизненного пути, и немало конкретных предложений на встрече было сделано по совершенствованию оплаты труда.

Что касается бытовых условий, то железная дорога, некогда лидер в этих вопросах, тоже изрядно подрастеряла былые позиции. Отсутствие жилья ставит молодых специалистов в трудное положение. Ипотечное строительство, которое развивается на дороге, необходимо совершенствовать.

С этим согласился и Александр Целько, подчеркнув, что служебное жилье будет строиться и дальше, а для приобретения квартир в собственность надо как следует работать, а руководству дороги создавать условия для хороших заработков. В настоящее время средняя зарплата по дороге несколько отстает от уровня зарплаты в базовых отраслях промышленности. Разницу необходимо устранять, сказал он, если мы не хотим потерять наши лучшие кадры.

Официальная часть встречи закончилась приятно. Большая группа сотрудников, преподавателей и студентов СГУПСа была награждена Почетными грамотами и денежными премиями. 25 студентов стали соискателями грантов Западно-Сибирской железной дороги на дипломную работу по задачам производства.

После концерта студенческого культурно-досугового центра университета и перерыва в многочисленных аудиториях продолжились дискуссии выпускников и молодых специалистов с преподавателями ведущих кафедр.

В год 70-летия вуза прошедшая встреча стала одним из ярких предъюбилейных мероприятий.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент