Будем писать завещания?

С первого марта вступила в действие третья часть Гражданского кодекса - право наследования. Многажды дебатируемый документ можно, пожалуй, без преувеличения считать заметной вехой в утверждении главного нынешнего принципа - права на собственность.Не только нынешние нувориши, но и законопослушные соотечественники теперь, вполне возможно, пусть и не сразу, перестанут прятать богатства в загашниках, а на вполне законных основаниях имеют полное право передавать его родне. Не опасаясь, что государство наложит лапу.

С первого марта вступила в действие третья часть Гражданского кодекса - право наследования. Многажды дебатируемый документ можно, пожалуй, без преувеличения считать заметной вехой в утверждении главного нынешнего принципа - права на собственность.

 Не только нынешние нувориши, но и законопослушные соотечественники теперь, вполне возможно, пусть и не сразу, перестанут прятать богатства в загашниках, а на вполне законных основаниях имеют полное право передавать его родне. Не опасаясь, что государство наложит лапу.

Действительно, что делили наследники раньше? Ну, «фазенду» с земельными угодьями в четыре сотки, машину отечественную, мебелишку, ширпотребовское золотишко. Теперь иным толстосумам не один лист бумаги потребен, чтобы выразить свою последнюю волю. Да и для среднебедных закон востребован будет. Квартиры, пока что главная наша недвижимость, тоже надо как-то разделить, чтобы дети вконец не рассорились. Новый закон предлагает массу возможностей.

Самое крутое новшество - восемь очередей наследников по закону вместо прежних трех. Раньше, если усопший не оставил завещания, в первую очередь имели право получить оставшееся «богатство» дети, родители и супруг. При их отсутствии - братья, сестры, дедушки и бабушки со стороны отца и матери покойного. В третью очередь - его дяди и тети. Теперь очереди расписаны до восьмого колена по степени родства, вплоть до очень дальних родственников и просто нетрудоспособных иждивенцев, живших последний год на попечении наследодателя. Так что государству, скорее всего, не дождаться так называемого выморочного имущества. Вместе со свободой завещания эта норма закона означает полнейший приоритет частной собственности. Как в других странах, которые мы обзываем развитыми. Там наследников ищут до упора по всему миру с помощью инюрколлегий. Находят и у нас - некоторым везет...

Но все же главный упор законодатели сделали на завещании - оставлять имущество в любых видах можно кому угодно. Можно хоть сто раз менять завещание, вычеркивать одних наследников, вписывать других, как в старину делали богатые генеральши. Не понравится им, что внучок в горничную влюбился - долой его из завещания. Причем объяснять кому-либо, почему изменено завещание, совершенно не обязательно. Можно даже составить закрытое завещание, запечатать его в конверт и передать на хранение нотариусу в присутствии двух свидетелей. Хотя навряд ли такая форма приживется у нас - традиции утеряны. Можно назначить исполнителя завещания - того самого душеприказчика, чтобы он проследил, не исчезло ли богатство, правильно ли распределено между родней, чтобы пресечь ненужную алчность. Или исполнить последнюю волю покойного, например, храм достроить или по нынешним временам - казино...

Кто такие недостойные наследники, как наследовать отдельные виды имущества, например вклад в банке, будет ли наследником младенец в утробе матери, как делить неделимое - все стороны быта и бытия в той или иной степени отражает новый правовой акт. Заработает ли? Или останется по большей части на бумаге? Пока судить рано. Подробнее о наследственном праве мы расскажем в следующем номере «Вечерки», 12 марта.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент