Петр Владимиров: «Театр в России издавна был антрепренерский»

6 января, сразу после Нового года, театр «Актерская антреприза» Новосибирского дома актера отметит свое четырехлетие. И за этот срок из актерского капустника он превратился, осмелюсь утверждать, в настоящий профессиональный театр. Со своим почерком и лицом.И все эти годы его ведет и возглавляет бывший очень молодой актер «Красного факела» Петр Владимиров, которому сейчас «уже» 27.
Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Сразу скажу, что автор этих заметок не театровед. Но кто запретит мне любить театр так же, как его любили великие? Это мое внутреннее право - объясниться ему в любви. У многих это происходит чаще, у меня - реже. В силу профессиональной функциональной заданности.

6 января, сразу после Нового года, театр «Актерская антреприза» Новосибирского дома актера отметит свое четырехлетие. И за этот срок из актерского капустника он превратился, осмелюсь утверждать, в настоящий профессиональный театр. Со своим почерком и лицом.

И все эти годы его ведет и возглавляет бывший очень молодой актер «Красного факела» Петр Владимиров, которому сейчас «уже» 27.

Два года назад мне довелось впервые попасть на спектакль «Подходцев и другие» по рассказу Аркадия Аверченко.

...Жил да был некто Подходцев. А около него еще несколько людей притулилось. Странноватая компания, как и во многих случаях, у Аверченко. И на поверхностный взгляд не очень чистоплотная. И выпить не дураки. И знают, как раскрутить на это своего более-менее состоятельного товарища. И обман, и шантаж где-то чувствуются рядом. Но души-то их все же изначально светлые. Вспомните примеры из отечественной и зарубежной классики - «Челкаш», «Мальва» Горького, «Пейсано» Стейнбека, не говоря уж о Мопассане...

В человеке всегда причудливо уживаются не самые светлые качества души с глубокой искренностью и добротой.

Тогда «Антреприза» была еще совсем «зеленой». Поставил «Подходцева» сам Владимиров. Было очень смешно и трогательно. И молодые актеры из «Красного факела» были ему под стать. И хотя уже тогда спектакли «Антрепризы» шли при аншлаге на сцене Дома актера, все-таки что-то смущало: какой-то полукапустник. И как к нему относиться? Не очень-то понятно.

И привлекаемых артистов из других театров совсем недавно в «Антрепризе» было раз, два и обчелся.

Сейчас ситуация в принципе иная. И актеров задействовано несколько десятков, и названий в репертуаре тоже около двух десятков.

Через два года состоялась «Нина». Постановщик - Николай Тимофеев. А в главной роли - заслуженная артистка России актриса «Красного факела» Татьяна Классина.

Вроде бы все тот же искрометный смех, то же дурашниченье на сцене. Но насколько все вывереннее и тоньше! Изменилось очень многое. Это уже не просто ребята собрались по зову своего товарища: а ну-ка попробуем.

Всего трое артистов на сцене. Сценографии - почти никакой. Извечный любовный треугольник со своими, ну, очень смешными проблемами. Героям вроде и сочувствуешь, и смеешься над ними.

Вот один из монологов, прозвучавших в спектакле. Нина: «Бедные мужчины, у них только одно слово на уме. Они всегда хотят свободу, как большую игрушку, без которой, как им кажется, они не смогут жить, а получив эту игрушку, забрасывают ее на чердак... Мы, как и все, пытаемся сжульничать, сочетая с любовью и счастьем женитьбу и свободу...»

Слышите? Это очень похоже на размышления о театре - «свободном» и «несвободном»? Семь вечеров в неделю, включая и понедельник, - и всегда аншлаг. Попробуем задуматься вместе с Петром Владимировым: почему?

- Петр, всегда ли антреприза хороша на сцене как вид театрального искусства? Вот собралась группка известных московских актеров и поехала, будем откровенны, подзаработать...

- И нередко ничего не получается. Потому что установка изначально иная. Они ведь не искусство везут, а иллюстрацию своей популярности.

- А почему в последние годы антреприза стала столь популярной вообще?

- Не только в последние годы. Театр в России издавна был антрепренерский. Собрались - поставили. А уж судить публике. Жесткая «прописка» артистов появилась много позже.

Что же касается последних лет, причин основных две: почему талантливый артист должен нищенствовать, жить хуже мелкого коммерсанта? И еще: не путайте наш театр с другими товариществами актеров. Во всяком случае, мне не известны пока аналогичные примеры.

Новосибирск-театральный, разумеется, не последний город в России. Тут есть возможность развернуться. Но традиционный советский театр свои позиции удерживает еще очень крепко. Актер - лишь материал для режиссера. Вот мы и хотим из-под подошвы хоть иногда выпрыгивать.

- Мне лично результат нравится. Но ведь не всякому режиссеру он может быть по душе?

- Не всякому. И тут есть особенности. Платить сегодня даже хорошему актеру театр сам не в состоянии. Дают подработать. И еще: вряд ли бы был так популярен даже БДТ Товстоногова, если бы он не давал сниматься в кино своим артистам. Так и у нас: уже замечено, участники наших спектаклей начинают играть лучше, ярче на своих «родных» сценах, после работы у нас.

- Спорный тезис. Мы привыкли, что театр - это в первую очередь худрук со своей позицией, своим мировоззрением, в том числе и художественным. Театр должен иметь цель, дальний берег, к которому нужно плыть. К чему плывете вы?

- К раскрытию лучших артистических и организационных качеств. Артист у нас полностью свободен. Его личность раскрывается максимально.

- Но кто-то ведь должен иметь цель конкретного спектакля! Иначе лапша получится! Откуда возникает замысел очередной постановки?

- Нас в городе знают уже достаточно хорошо. К нам приходят известные люди, уже не только молодежь, и говорят: у меня есть проект. Давай твой проект! И если это действительно интересно, реализуй задуманное.

- То есть каждая микрогруппа имеет все-таки свою программу и своего художественного руководителя?

- Не только. У театра уже сложилось свое лицо, и мы продолжаем его совершенствовать. Безусловно, это невозможно без коллектива единомышленников.

- Уже заметно ваше движение вперед. А что дальше?

- А дальше - мы поставили «Квадратуру круга» Катаева, «Женитьбу» Гоголя. У нас готовится премьера по «Старшему сыну» Вампилова. Посмотрите внимательно наш репертуар: это очень неплохая драматургия. Нам самим хочется роста, а не просто смешить публику. Наверное, я буду выглядеть излишне самоуверенным, а этого и не надо, но работать-то интересно!

Летом, когда в Новосибирске был Константин Райкин со своим «Контрабасом», на пресс-конференции его спросили: «Что для вас важнее: мнение зрителя или суровый взгляд профессионального критика?» Он, не задумываясь, ответил: «Мнение зрителя». Мы как театральный коллектив себе цену знаем, но работаем все же для зрителя.

Пока о сравнениях говорить не будем. Поживем - увидим. Но семь раз в неделю даже в Доме актера, с его небольшим залом, аншлаг - это не так уж мало. Этот театр живет и развивается. Есть мечты и о большой театральной сцене.

Пожелаем «Антрепризе» удачи. Не ходить же всю жизнь в колодках традиций.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент