Love story - история любви по-русски

В начале ноября нынешнего года Илья Григорьевич и Валентина Степановна Каменевы сыграли брильянтовую свадьбу. 60 лет вместе, как один день.
Семья Каменевых в 1972 году...

 В начале ноября нынешнего года Илья Григорьевич и Валентина Степановна Каменевы сыграли брильянтовую свадьбу. 60 лет вместе, как один день. Они расписались в книге почетных гостей Дзержинского ЗАГСа, а немного позже состоялось торжество. Представитель администрации района вручил им ценный подарок. В кругу самых близких людей прошла и сама свадьба. А близких у Каменевых достаточно. Четверо взрослых семейных детей - Владимир, Людмила, Светлана и Валерий, девять внуков и четыре правнука.

По нынешним временам огромная семья. И самое главное - дружная и на редкость постоянная, ни одного развода или неудавшейся жизни. Что кому-то из наших современников может показаться даже скучным. Настолько привыкли мы уже к бесчисленным историям про кинодив и эстрадных звезд с их многочисленными браками. В одной из газет прочитал недавно заметку, что один любвеобильный латиноамериканец женился за свою немалую жизнь 250 раз. Своеобразный рекорд мужского непостоянства и отсутствия каких-либо привязанностей к человеку, которого принято называть близким.

У Каменевых начало их совместной жизни было тоже непростым, хотя в чем-то по тем временам и обычным.

Приехал в 39-м из Большого Оеша Колыванского района крепкий высокий парень. Вырос в труде, на рыбалке да на охоте. Окончил ФЗУ и поступил на завод, ставший чуть позже авиационным имени Чкалова. Чуть раньше в городе оказалась его будущая подруга жизни, Валя. Она была из Гуселетова Искитимского района. Сейчас это село покоится на дне Обского водохранилища. Девушка работала кассиром на железнодорожном вокзале. И ее подруга по работе, Стюра, пригласила ее как-то на майские праздники к себе в гости. «Парень там у нас есть, давай познакомлю!»

Как рассказывала позже Валентина Степановна, парень ей сразу понравился. Чуб, стать, добрый и сдержанный.

Это было в 41-м. А тут война грянула. Дружба их была короткой и урывками. Парня почти не отпускали с завода. Валя ночами рыдала от любви и тоски. 31 октября они расписались. Свадьбы не было. Илью отпустили только зарегистрировать брак. На фронт его не взяли. Завод стремительно развивался, фронту нужны были самолеты. А чтобы делать их, нужны были умелые рабочие руки. Илья был слесарем-инструментальщиком. Изготавливал шаблоны, по которым производилась военная техника. Короче, делал, что нужно было фронту. Валю тоже к тому времени «призвали», как говорит она, на соседний завод, впоследствии «Точмаш», и она работала в ОТК, проверяла качество гранат. В деревянном трехэтажном бараке на улице Глинки им выделили однокомнатную квартиру, но жить в военное время там им было почти некогда. Многочасовая изнурительная работа на заводе. Сейчас нам трудно даже представить, в каких условиях ковалась в тылу Победа.

И осенью, и зимой она собирала узелок с нехитрой едой и шла к Илье. У женщин все-таки режим труда был помягче. Она кормила мужа и нередко оставалась ночевать прямо в его цеху.

Через год Валентина родила первого сына, Владимира. Сейчас, по прошествии десятилетий, младший, Валерий, подтрунивает над ним: мол, зачали тебя под верстаком слесаря. Что вполне может быть и правдой. И все-таки жизнь была. Невероятно трудная. И была любовь. История любви не столь романтическая, как впоследствии видели они в трофейных фильмах, это была любовь по-русски. Но она была, безусловно, настоящей. Трудности только сближали их. И они на все последующие годы стали помощниками друг другу в жизни.

После войны у них родилось еще трое детей. А они продолжали жить все в той же квартирке. Вшестером. ... и в 2001-м  Старшее поколение новосибирцев помнит эти времена. Когда бараки становились какими-то своеобразными большими семьями, состоящими вот из таких, как у Каменевых, тоже немаленьких. Это был очень своеобразный, если выражаться современным языком, социум. Со своими нравами, отношениями людей, нередко коллективной болью и радостью. Возникали, конечно, и конфликты. Не без этого. Кое-что донес до нас недавний фильм «Барак». Это хорошая, правдивая, но все-таки лишь художественно исполненная тень настоящей жизни.

Автору этих строк доводилось видеть коллективные фотографии обитателей жилищ того времени. На индивидуальные просто не было денег. У многих сохранились и семейные фотографии. Мать, нередко мать-героиня. Отец-кормилец. И ребятишки. Есть такие фотоснимки и в семейных альбомах Каменевых. Они ими особенно дорожат.

Но послевоенная жизнь постепенно налаживалась. Завод Чкалова стремительно превращался в одно из крупнейших оборонных предприятий. Вокруг него рождался целый город. Развивалось и жилищное строительство. И опять интересная деталь. Панельное домостроение еще только предполагалось, а жизнь людей надо было устраивать. В ходу стал так называемый хозспособ возведения жилья. И не только на заводе имени Чкалова. Предприятие обеспечивало мало-мальски строительными материалами, и создавались строительные бригады из самих заводчан. Хочешь квартиру? Давай, строй! А кто ж ее не хотел? Да еще со всеми удобствами! В Новосибирске и сейчас сохранилось множество таких домов, построенных хоть и кустарно, но уже по типовым проектам, и отвечающих более-менее санитарным нормам.

Строили и Каменевы. Мать уже не работала. А так как отец неплохо зарабатывал к тому времени и очень нужен был на заводе, ей нередко приходилось быть теперь уже строителем. Так они обзавелись квартирой, небольшой двухкомнатной, но в кирпичном доме, где и живут теперь одни. Дети разлетались. Старшая вышла за офицера, и они служили, как говорится, вместе. Офицером стал и Валерий. Но потом они стали съезжаться. Все члены семьи очень тосковали и по родителям, и друг по другу, и по родным местам. Сечас они все собрались снова в Новосибирске. А скромная двухкомнатная квартира их детства и юности по-прежнему притягивает их, как родовое гнездо. Тут они и отмечают все семейные праздники. Тут и состоялась десять лет назад золотая свадьба Ильи Григорьевича и Валентины Степановны. Именно эти стены им всем дороги до сих пор.

Многие люди наших старших поколений отличаются редким постоянством. Илья Каменев проработал на Чкаловском с 39-го по 89-й год. Шестьдесят лет. В одной и той же должности слесаря-инструментальщика. То есть он оставался простым рабочим до семидесяти семи лет. Медали, увесистая пачка почетных грамот. Ему не раз предлагали вступить в партию. Вряд ли он был оппозиционером. Скорее всего, как и многие тысячи рабочих, нутром догадывался, что это не для него. Общественной деятельностью он заниматься не будет. А состоять для количества, быть в партии статистом не хотел. Мне приходилось встречать немало таких людей. Они были нередко выдающимися тружениками. Но ничего, кроме самой скромной медали « За трудовую доблесть» или «За трудовое отличие», так и не получили от властей.

Сейчас, пожалуй, смешно говорить об этом с осуждением. Поздновато как-то. Но это было.

Неисповедимы пути Господни. А человеческие тропки в общественном сознании очень даже неплохо просматриваются.

...Могучее здоровье главы семьи оттуда, из деревенского детства. С двенадцати лет он охотничал, еше раньше рыбачил на родном Чаусе. Потом на заводе была секция стендовой стрельбы. Он выполнил норму перворазрядника. Рука у него всегда была крепкая, а глаз острый. Позже стал судьей республиканской категории и объездил весь Союз.

Сейчас каждую осень с зятем пропадают на Чанах. Там прекрасная утиная охота. Когда они увлекутся и припозднятся на несколько дней домой, у Валентины Степановны, как у той девушки военных лет, глаза на мокром месте. Волнуется и тоскует.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент