Из стихов Юрия Солодкина: «Не вой на мир, на это есть луна...»

Поэтические миниатюры Юрия друзья автора по аналогии с «гариками» называют «юриками». В свое время Игорь Губерман, не ревнуя, «юрики» по достоинству оценил и даже собирался издать в Америке, но что-то не заладилось... Автор «юриков» - уже четыре года как сам живет в Америке.
Юрий Солодкин Хотел все знать, но не училось, Хотел сказать, но лишь мычалось, Жизнь - это то, что получилось Взамен того, что намечалось.

 Этот занятный философский пассаж вынесен на обложку только что вышедшего сборника стихов Юрия Солодкина. Поэтические миниатюры Юрия друзья автора по аналогии с «гариками» называют «юриками». В свое время Игорь Губерман, не ревнуя, «юрики» по достоинству оценил и даже собирался издать в Америке, но что-то не заладилось... Автор «юриков» - уже четыре года как сам живет в Америке, в Нью-Джерси, и, не имея возможности пригласить его лично, мы решили составить беседу с его братом Александром. Об Александре Солодкине, кстати, мы узнали много интересного из стихов того же сборника: «Неугомонный был малыш, вис на заборах, падал с крыш...»

Один пример его затей. Когда был полон дом гостей, Трехлетний маленький нахал Влезал под стол и затихал. Вот первый тост произнесен, Сидит, не шелохнувшись, он. Вот звон бокалов, как сигнал, И тут орать он начинал Из-под стола отборным матом, И трудно было сладить с братом. Он был немало бит ремнем, Но бушевало пламя в нем. Он весь в движеньи с малолетства И окружен ватагой с детства.

 Теперь Александр Солодкин - человек в городе известный, заслуженный работник физической культуры, президент клуба «Сибинтербаскет-Динамо». Все стихи брата он знает наизусть, помнит даже то, что забыл сам автор, часто и с удовольствием их цитирует, получается очень артистично, органично, и многие не верят, что за свою жизнь сам он не связал и двух литературных строк. Братья родились в одном месяце - марте, с разницей в три года, по жизни очень дружны и близки, и изданием своих стихов Юрий Солодкин тоже обязан брату.

Стихами Юрий Солодкин заговорил с шести лет - уже в первом классе писал бабушке письма в стихах. Проза тоже получалась неплохо - школьные сочинения цитировались, тиражировались, читались в разных классах, ходили по рукам. Учась в аспирантуре, ходил в легендарное ЛИТО Фонякова. Илья Фоняков, кстати, настаивал, чтобы он «бросал свою науку и шел в литературный». Но дилемму «физики-лирики» Юрий Солодкин решил для себя весьма своеобразно, соединив две эти пламенные страсти - стал «физиком», пишущим стихи. Защитил кандидатскую, затем докторскую, получил профессорское звание, возглавил кафедру в НЭТИ... При этом активно печатался в поэтических сборниках института, в журнале «Сибирские огни», получал призы в телевизионных литературных конкурсах... На недоуменные вопросы коллег-физиков о стихах, «зачем тебе это надо?», неизменно отвечал, что ловит от этого занятия «кайф» и извинялся за жаргонное словечко. Но иначе чем кайфом назвать это не мог, потому что «удовольствие» и «наслаждение» по смыслу не совсем то.

Кайф, с которым написаны его «юрики» читается и в строках и между строк - кайф от вкуса верно найденного слова и точно угаданного настроения, когда все удачно совпало-сложилось-и скаламбурилось.

Если судить по стихам, то автор, несмотря на свою теперешнюю «американскость», - человек очень наш, с неизменным российским менталитетом, от которого никуда не денешься и который выдает нашего человека где бы он ни жил. Есть в них это узнаваемое и неподражаемое «рас-с-е-йское э-х-х-ма» и тяжкий вздох по всей нашей, именно нашей, жизни. Все это отчетливо слышится за юморной интонацией, хохмами и каламбурами его стихов. Есть там и от души сказанное крепкое словцо, поскольку «речь российская без мата, как духи без аромата». Он вообще не выносит никакого кастратства - ни языка, ни жизни, весь восторг и невыносимость которой прочувствовал до дна, до «полной гибели всерьез», сохранив при этом спасительное умение поиронизировать и над миром, и над самим собой.

«Война и Мир» Л.Н. Толстой «Жизнь» Ги де Мопассан Война и Мир, А Жизнь всего одна. не вой на мир, На это есть луна.

 Первые полгода после отъезда в Америку стихи у Юрия Солодкина совсем не писались, потом появилась большая серия детских стихов, библейский цикл...

В первой книге его стихов была большая глава посвящений известным людям города и просто друзьям и знакомым.

Среди именитых адресатов - Александр Тихонов, Арнольд Кац, Владимир Гусев...

А на 60-летие Владимира Гусева, с которым учились в одном классе, уже из Америки Солодкин прислал такой «юрик»:

Другой была бы наша Русь Будь на гербе двуглавый гусь.

 Из последнего сборника значительная часть юбилейно-домашних посвящений ушла, вместо исчезнувшей главы появилась новая - «Есть первый круг - моя семья..!». Во второе издание включены и 70 новых «юриков», написанных за последний год.

«Юрики» Юрия Солодкина

Из цикла «Не случайно, не просто так Получается слов игра...» Великий грех - прелюбодейство, А мне прелюбо это действо. *** Можешь быть дотошным ты, Только не до тошноты. *** Неужто мир настолько плох, Иль мы хозяйничаем плохо, Но прет везде чертополох, И не видать богополоха. *** Влеченье на раз - развлеченье, Общенье на раз - разобщенье, А право на раз - расправа, Но каждый раз плата - расплата. Из цикла: «О боге думал с осторожностью, Не всуе и боясь немного...» Разочарован я во многом И очень бы хотел, поверьте, Поговорить при жизни с Богом, Но очередь к нему до смерти. *** Один из парадоксов бога Душа никак не принимала - Когда несчастных очень много, Тогда несчастных очень мало. *** Могу признаться искренне, Дана от бога искра мне, И даже не одна. Не раз Их много сыпалось из глаз. Из цикла «Как мы хитрим, как мы финтим, А на уме один интим» В политике и сексе не мастак, Но сходству их не мог не поразиться я. И там, и здесь ничто не важно так, как выбранная правильно позиция. *** Есть у нас марии - ух, Но куда девался дух? Вот уже две тыщи лет от него зачатья нет. *** Безумной страстью увлеченный, Дышу любовью, как озоном. Я в этой жизни заключенный, К твоим приговоренный зонам. *** Если свой не подниму престиж, Ты простишь меня иль не простишь? *** Всю жизнь свою играю драму Без выкрутасов и затей - Ищу возвышенную даму Для самых низменных страстей. Из цикла «Речь российская без мата, Как духи без аромата» Мы так стеснялись слова «хер», Что парикмахер и мохер Произносили мы с опаской И тут же заливались краской. Люблю деревенские встречи И речь, что не злобна, не бранна, Вот только мелодика речи Без мата слегка иностранна. Из цикла: «Не стоит о себе подобных В деталях выяснять подробных...» Если вкратце, Тяжко, братцы. *** Мы вырвались из душных стен И снова видим небо в звездах. Подуло ветром перемен, Но кто опять испортил воздух? *** И правду говорите вроде вы, Но недостаточно юродивы. *** Одних выбирают, они обирают, их убирают. Других выбирают, они обирают, их убирают. И все повторяется снова и снова. Крепка демократии нашей основа. *** Надо так натянуть струну, Чтобы верным был звук в струне, Надо так изменить страну, Чтобы не изменить стране. *** Кто был никем, тот станет всем Внушать, что он не тот совсем. *** О том, чтоб активно пожить, Не надо впустую мечтать. Попробуй ширинку зашить, Захочется рвать и метать. *** «Златая цепь на дубе том.» А.С. Пушкин. Златая цепь на дубе том, А на руке браслет и перстни. Иная жизнь - иные песни, Смешно ученым быть котом. *** Хоть птица счастья непроста, Зовется птицей не напрасно, За хвост ее хватать опасно - Уделает из-под хвоста.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент