У призыва невеселое лицо

Вновь в стенах военкомата можно увидеть слегка растерянные, у кого-то грустные, у кого-то (что реже) веселые мальчишеские лица.Начался осенний призыв. В Октябрьский военкомат, например, ежедневно вызывают по 45-50 парней. Приходят, конечно, не все.
Будущий воин должен быть здоров, силен и зорок. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Вновь в стенах военкомата можно увидеть слегка растерянные, у кого-то грустные, у кого-то (что реже) веселые мальчишеские лица.

Начался осенний призыв. В Октябрьский военкомат, например, ежедневно вызывают по 45-50 парней. Приходят, конечно, не все. Хотя сотрудники военкомата и утверждают, что в последнее время в армию идут служить более охотно, все же уклонисты имеются. И даже уголовная ответственность их не пугает. А бывает, что и, наоборот, рвутся в армию изо всех сил, а состояние здоровья не позволяет.

- Приходит раз ко мне парень,- рассказывает подполковник Сергей Харламов, начальник второго отделения Октябрьского военкомата,- высокий, спортсмен, полностью здоров, хочет в армию, но не хватает ему всего два килограмма. Что уж я ему ни советовал: и наесться до отвала, и воды напиться побольше, - ничего не помогает, так и забраковали.

Гипотрофия (несоответствие веса росту) - самая распространенная причина для отсрочки. Вот и приходится «истощенных» новобранцев после проверки отправлять домой на поправку. Впрочем, некоторые этому только рады. В Октябрьском военкомате среди озабоченных и грустных лиц мы увидели только одно веселое. Евгению 22 года, он выпускник НГПУ. А его большая радость объяснялась отсрочкой, которую он получил по состоянию здоровья.

Но если некоторые действительно страдают какими-то заболеваниями, то и хитрецов, идущих на все ради отсрочки, тоже хватает. Чаще всего, утверждают медики, призывники устраивают себе сотрясение головного мозга. А что - быстро и без особых последствий. Потом уже достаточно какого-нибудь осложнения, чтобы врачи поставили диагноз «остаточное явление нервной инфекции», и «белый» билет уже в кармане. А бывают и курьезные случаи. Когда по состоянию здоровья ничего не выгорает, то в ход идут бабушки. Они оформляют опекунство, а через год прибегают обратно и умоляют: «Заберите его в армию!» Не пошла, мол, оболтусу отсрочка впрок: связался с плохой компанией, ну и так далее. И бедная бабуля, которая год назад еле на ногах держалась перед военным начальством, сейчас чуть ли не танцы отплясывает, чтобы доказать, что она жива-здорова.

Но приходят с призывниками не только бабушки-дедушки и не только по такому поводу. Мамы, жены, сестры и просто знакомые девушки живо интересуются местом службы и родом войск. Похоже даже, их это больше интересует, чем самого будущего воина. «Кто из вас, в конце концов, в армию идет - вы или он?» - спрашивают в таких случаях военные.

Большая часть призывников, если уж они попали в армию, предпочли бы служить в так называемых элитных войсках - спецназ, ВДВ, морская пехота.

- Был такой случай, - продолжает Сергей Васильевич, - приходит парень, тоже с бешеным желанием служить, но только обязательно в спецназе. Его не пугала даже возможная отправка в горячие точки. Но медики отказали, в спецназ он не проходил. Так парень пришел с отцом, и уже вдвоем они взялись за обработку.

Но совсем уж заветной мечтой является Президентский полк. Правда, попасть туда крайне сложно. Из Октябрьского направили в полк 16 призывников, но 14 из них уже отсеяли. Вторая же половина новобранцев предпочитает служить хоть где, главное - рядом с домом. Кстати, даже работники военкомата не знают, где будут служить их подопечные, это сообщается новобранцам только на «холодильнике» - отправочном пункте. А самыми непопулярными видами войск считаются, как обычно, стройбат и железнодорожные войска. Расхожее мнение, что именно эти войска к тому же еще и рассадники вечного бича армии - «дедовщины».

- Главный источник появления «дедовщины», - объясняет Сергей Харламов, - это сам новобранец или «зеленый», как его называют «деды». Он, приходя в армию, уже внутренне готов к тому, что его ждут отнюдь не с распростертыми объятиями. Призывник безоговорочно принимает этот неписаный закон унижения младших старшими. К защите начальства обратиться считается позорным, если таковой находится, то правдоискателю устраивают страшную жизнь, доводят зачастую его до побега. А прошедший через все это, перебывав последовательно «зеленым», «молодым», «черпаком», «дедом» и «дембелем», сам начинает «строить» молодых.

Так что можно понять не совсем радужное настроение призывников.

Костя, которому 21 год, тоже огорчен:

- Я попал по глупости. Если б не вылетел из института, здесь бы сейчас не сидел. Да теперь уже все равно, родители тоже смирились. Конечно, не хотелось бы в Чечню. Да и потом... девушка есть, но, скорей всего, не дождется, да я и не настраиваю себя на это. Столько случаев, когда солдаты из-за девчонок вешались, так что без девушки спокойней.

У двадцатитрехлетнего Стаса армия тоже в планах не значилась:

- Да я вообще не хотел бы служить, у меня жена молодая, только что женился. Она, конечно, в шоке, очень переживает. Ну а если уж служить, то подальше от дома, где теплее.

Не так уж сильно завладела умами и сердцами нашей молодежи почетная обязанность каждого гражданина. Обязанность-то обязанность, а вот почетная ли?..

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент