Северный эмират

Извлекаемые запасы нефти Верх-Таркского месторождения - примерно 25 миллионов тонн.Никто не спорит - добывать нефть хорошо. Но как показывает практика жизни любого эмирата, торговать сырой нефтью легко, но невыгодно. Топить же ей - что у нас пока, увы, бывает, - как говаривал великий российский химик Менделеев, - все равно, что топить непосредственно ассигнациями, то есть денежными купюрами. Стало быть, на повестку дня встает еще один вопрос: может, стоит наше сокровище и перерабатывать, что называется, почти не отходя от скважины?

 Не ищите точку под названием Верх-Тарка на карте области - нет ее там. Хотя добраться до нее можно: проехать четыреста километров до райцентра Северное, затем еще тридцать девять на северо-восток до старинного села Бергуль, выйти на его околицу и поискать странной конструкции мост через речку Тару. Поставь такое сооружение на одном из питерских каналов - и от туристов отбоя не будет. А за мостом начинается КОЛЕЯ - ибо назвать эту полосу в лесу дорогой ни один словарь цензурного русского языка не позволит. И по этой колее надо протопать еще тридцать километров: если техника позволит да подметки не отвалятся. А там уже совсем рукой подать будет...

Нашу машину, мечту городских пижонов «Тойоту Ландкрузер», аборигены Северного оценили весьма критически, как ту бричку в гоголевской классике: ну, до Казани или до Парижа, может, и доедет, а вот до Верх-Тарки - хрен вам в колесо, господа городские! И посоветовали, пока не поздно, сменять этот хилый джип на «уазик», добавив при этом, что лично они менять отечественное добро на иностранное барахло не намерены. Слава Богу, что японские конструкторы не слышали наш диалог: после него в славной фирме «Тойота» впору организовывать массовое харакири.

И тем не менее, мы рискнули, получив в сопровождение два «уазика». Ибо там, в конце колеи, таилось то, что не могло не притянуть репортера: шлагбаум Усть-Тарки - таинственной нефтяной столицы нашего родного северного эмирата. И - новосибирская нефть.

После первых километров колеи нахальство наших намерений стало понемногу сменяться гордостью за безымянных японцев: ведь умеют же, черти, делать джипы почти не хуже «уазиков»! Кряхтел наш «Ландкрузер», наверняка не раз поминая в железной своей душе япону мать и многочисленных японских городовых, но упрямо двигался вперед километр за километром, уткой плюхаясь из одной ямы в другую. Ну, сели разик сразу на оба моста, неудачно провалившись в грязевой бассейн, пригодный для купания слона средних размеров - так ведь выползли же задним ходом, совсем как жители Страны восходящего солнца с Сахалина и Курильских островов. В общем, на КПП Верх-Тарки мы финишировали на почетном втором месте.

Главный инженер ОАО «Новосибирскнефтегаз» Олег Мякинин: - Извлекаемые запасы нефти Верх-Таркского месторождения - примерно 25 миллионов тонн. Сегодня мы заканчиваем монтаж уже четвертой буровой. Качество самой нефти очень высокое. Правда, пока она доставляется в магистральный трубопровод в районе Барабинска и там смешивается с другой нефтью, часто более низкого качества, и тем самым одно из важнейших преимуществ использовать не удается. Надеемся, что в перспективе такая ситуация изменится в лучшую сторону.

Кадры? В основном местные - жители Северного, Межовки и других близлежащих сел. Работа - вахтовым методом, по две недели...

Среди сельчан работа на Верх-Тарке ценится - те деньги, которые получают здесь, в селе не заработаешь. Да и для района выгодно - местному бюджету любой доход пригодится, а уж нефтяной - тем более.

Глава администрации Северного района Геннадий Зырянов: - Зарегистрированы нефтяники в нашем районе - так что отчисления от налогов и зарплаты бюджет Северного действительно пополняют. Тем не менее грядущие изменения налоговой политики внушают некоторые опасения...

Ситуация, обычная для России: пока что по действующему закону налог за природопользование составляет 8% от добычи нефти, из них 40% идет в федеральный центр и 60% остаются региону. С января 2002 года должен вступить в действие новый закон о недропользовании, согласно которому «богатому» Новосибирску придется затянуть финансовый пояс в пользу «нищей» Москвы: федеральная доля увеличивается до 80%. Любой арабский эмират взвыл бы от такой участи на весь мир. Наш Северный в принципе тоже мог бы - да что толку?

Сама Верх-Тарка пока не похожа на какой-нибудь Эр-Рияд или Дубаи, но выглядит вполне симпатично. Стройные ряды аккуратных финских домиков, обязательная спутниковая антенна-тарелка на крыше. Есть и кафе «У Иваныча», бывшая столовая. Наркотики, проституция и прочие язвы богатой нефтяной жизни отсутствуют начисто. Зато полным ходом и со всей сочностью отечественного лексикона прямо метрах в ста от главной улицы идет монтаж буровой вышки.

Качать нефть - занятие не то чтобы уж совсем нехитрое, но нефтяниками освоенное до последней детальки. Основная проблема - вывезти накачанное. Уже смонтирован трубопровод до Барабинска - готовятся последние документы, отрабатывается схема прокачки нефти. А пока что драгоценную жидкость вывозят по старинке - бензовозами по той самой колее на Бергуль. А с каждой тяжелой машиной колея, особенно на сырых лесных участках, проседает все глубже.

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей Полещук: - Так получилось, что дорога на Верх-Тарку сооружалась практически без участия профессиональных дорожников - как времянка, хотя, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное... И пуск трубопровода не снимет дорожную проблему: так или иначе придется возить оборудование, да и рабочих на вахту. Поэтому сегодня пришло осознание того, что дорогу к новосибирской нефти надо все же строить на серьезном уровне. Сегодня уже подписано соглашение с компанией «Сиданко» на финансирование этого строительства в объеме 20 миллионов рублей, включая реконструкцию дороги Северное-Биаза-Бергуль. Практически определен подрядчик - ОАО «Новосибирскавтодор» в лице Северного ДРСУ. С учетом того, что 24 сентября введена в эксплуатацию асфальтобетонная трасса Куйбышев-Северное, нефтяные месторождения области будут обеспечены надежной связью с «большой землей».

Верх-Таркское месторождение у нас пока самое крупное, но отнюдь не единственное: всего разведано пять таких точек в Северном районе и два - в соседнем Кыштовском. Не исключено, что в будущем этот список будет дополнен. Конечно, с легендарной Тюменью нам соревноваться еще рано, но потребности области вполне обеспечить можно.

Глава администрации Новосибирской области Виктор Толоконский недавно лично побывал в Верх-Тарке и Северном. Вот его мнение, высказанное для «ВН», что называется, по горячим следам: «Ценность Верх-Таркского месторождения определяется многими факторами. Мировые запасы нефти небезграничны, и в поисках новых месторождений уже приходится забираться в самые глухие места, что потом ведет к громадным расходам на инфраструктуру - на те же дороги, к примеру. А здесь, в Северном, от нефти до обжитых мест практически рукой подать - дорогу на Верх-Тарку, разумеется, мы построим. Главное, что практически все уже готово для промышленной добычи. В этом году должно быть добыто 80 тысяч тонн нефти с перспективой выхода через два года на уровень в миллион тонн в год.

Понимаете, для области это пока не очень существенная прибавка, по крайней мере, не решающая всех проблем. Но мы должны думать о том, чтобы развитие наших районов шло равномерно и устойчиво. Северный район, да и соседний Кыштовский пока что живут с сельского хозяйства, в первую очередь животноводства: это хорошо, но развитие районов не обеспечивает. Нужна промышленная база - и вот здесь нефтяная отрасль оказывается более чем кстати. Это и бюджетные платежи - более трех миллионов рублей в год, и рабочие места. Не секрет, что сегодня идет отток населения из северных районов области. Будут активно работать нефтяники, будут строиться дороги - и уверен, что мы сможем переломить эту тенденцию на противоположную. Область от этого только выиграет».

Никто не спорит - добывать нефть хорошо. Но как показывает практика жизни любого эмирата, торговать сырой нефтью легко, но невыгодно. Топить же ей - что у нас пока, увы, бывает, - как говаривал великий российский химик Менделеев, - все равно, что топить непосредственно ассигнациями, то есть денежными купюрами. Стало быть, на повестку дня встает еще один вопрос: может, стоит наше сокровище и перерабатывать, что называется, почти не отходя от скважины?

Виктор Толоконский: - Разумеется, такие мощные заводы, как Омский или Ачинский, могут справиться с переработкой новосибирской нефти без проблем, но... Во-первых, мы теряем тем самым доходы от качества нашей нефти. Во-вторых, области так или иначе необходимы нефтепродукты, которые пока приходится покупать на стороне.

Поэтому у нас была серьезная и деловая беседа с руководителем нефтяной компании «Сиданко» господином Шеппардом, посвященная как раз проблемам нефтепереработки на территории области. Было сказано, что если будет построен нефтеперерабатывающий завод - пусть и не гигант типа Омского, то я, как глава администрации области, готов гарантировать как поставки нефти с наших месторождений, так и закупки уже произведенных нефтепродуктов.

Здесь присутствуют еще как минимум два аспекта. Прежде всего нам так или иначе необходимо развивать районы Барабинско-Куйбышевской зоны: традиционно сложилось так, что большая часть промышленного производства у нас концентрировалась на востоке области, а на одном сельском хозяйстве, как я уже отмечал, сегодня не прожить. Далее мы могли бы использовать немалые резервы новосибирской науки. Сегодня ученые Академгородка разработали принципиально новую технологию нефтепереработки, за которой может стоять вполне серьезное будущее. Но опробовать даже уже одобренную специалистами разработку просто негде: действующие заводы под нее переделывать никто не будет, а новые пока что не строятся. Вот и получается, что новый завод мог бы объединить труд наших нефтяников и достижения наших же ученых и технологов - так что проблема нефтепереработки с повестки дня никоим образом не снимается.

И опять наш бедолага-«Ландкрузер», страдальчески завывая, ползет по той самой колее. То и дело спугиваем натуральнейших глухарей - запасаются птички разбросанным кое-где мелким гравием на зиму. Кругом палитрой пьяного импрессиониста буйствует сибирская осень. И когда буквально замирает душа от провала в очередную колдобину, на ум приходит нехитрая, в общем, мысль: этой бы красоте, да соответствующее финансовое богатство! Плюс дорогу хорошую...

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент