Княжна собирается стать врачом

Не беремся судить - голубая ли кровь тому причиной или просто хорошее воспитание, полученное в интеллигентной семье, но представить Марию Лопухину жующей «стиморол» или пьющей «пепси» просто невозможно. Ну, если «пепси», то разве что из хрустального бокала...

Мария Лопухина хорошо знает дворянский этикет, но свое происхождение предпочитает не афишировать

Княжна Мария и Евдокия Лопухины, князь Вадим Олегович. Фото Константина МИЛЕВСКОГО

 С княжной Марией Лопухиной, приехавшей в наш город из Москвы по служебным делам, довелось встретиться после молебна в честь венценосной семьи, на котором княжна присутствовала с членами Новосибирского Дворянского собрания.

У нее доброжелательная, но несколько сдержанная манера общения, открытая улыбка, русалочьи глаза и удивительное лицо, иконописное, несколько «не наше». Однако не настолько «не наше», чтобы оглядывались на улице или рассматривали в упор в метро. А демократичный синий костюмчик - пиджак с юбкой-миди - совсем не выдает в Марии Лопухиной особу княжеского рода. Просто красивая, хорошо воспитанная 22-летняя девушка. Недавняя студентка - закончила Московский медицинский, теперь учится в ординатуре. Папа, князь Вадим Олегович Лопухин - тоже врач, акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук, вице-президент Российского Дворянского собрания, координатор визитов великокняжеской семьи по России.

Лопухины - род с тысячелетней историей, роднились и с царскими фамилиями - с Рюриковичами через Гагариных, с Гедиминовичами через Голициных... С Романовыми тоже состояли в родстве - первая жена Петра I Евдокия, кстати, последняя русская из цариц, как известно, тоже из Лопухиных... Красота женщин рода вдохновляла поэтов и пленяла художников: Варенька Лопухина - большая страсть Михаила Лермонтова, а знаменитый портрет кисти Боровиковского до сих пор завораживает ценителей искусства как «чистейшей прелести чистейший образец».

Княжна Мария Лопухина - фрейлина великой княгини Марии Владимировны (странно слышать в наше время «фрейлина»). Великим княгиням Марии Владимировне и Леониде Георгиевне была представлена в их загородном доме под Парижем, доводилось встречаться и потом, в Москве. Статус фрейлины, по словам княжны, ни к чему особому ее не обязывает, но в моменты приезда царственной особы в Россию надо находиться при великой княгине и быть готовой оказывать ей внимание и услуги. У младшей Машиной сестры, маленькой княжны Евдокии, сложились очень нежные отношения с великой княгиней Леонидой Георгиевной - переписываются, Евдокия вкладывает в письма свои рисунки.

Конечно, Марии Лопухиной хорошо известен дворянский этикет - умеет танцевать придворные танцы, имеет платья, которые подобает иметь особе дворянского рода при выходе в свет... Впрочем, балы, приемы, обеды (о чем мы не преминули спросить) в Дворянском собрании - редкость и, конечно, не главное. И все-таки бывает. Для этого арендуется специальное помещение, своего собственного помещения Московское Дворянское собрание пока не имеет, но надеется отвоевать старинное имение, где до недавнего времени находился институт марксизма-ленинизма. О собрании княжна говорит, что это организация «ни в коем случае не политическая, а общественная и имеющая основным направлением деятельности культурное». Ту же культурно-историческую направленность как основную провозгласило и Новосибирское Дворянское собрание:

- Через культуру и историю дворянства показать Россию как великую и высококультурную державу, - говорит предводитель местного дворянства Константин Милевский.

Своего избранника Маша Лопухина встретила в Московском Дворянском собрании. Он из рода Джунковских, правда, без титула (по материнской линии дворянский титул не передается). Обязательным условием выхода замуж, «чтобы был дворянских кровей», ей никто не ставил:

- Правда, говорили, хорошо бы, если... - признается княжна. - Но так получилось...

Что касается иконописного лица Марии, то, судя по фотографиям, представленным в книге, посвященной роду Лопухиных («Лопухины в истории отечества», серия «Россия забытая и незвестная. Русские фамилии») во многих женских лицах рода эта «иконописность» есть. И вообще, нечто общее «специфически лопухинское» - и в разрезе русалочьих глаз, и во всем облике определенно прослеживается.

О своем дворянском происхождениии знала с самого детства и воспитывалась соответственно:

- Как только открыли архивы, папа стал восстанавливать родословную, - вспоминает она.

Княжна хорошо помнит своего прадедушку, в доме которого было принято соблюдать этикет - определенным образом сервировать стол, выходить к обеду специально одевшись и проч. О быте своей семьи говорит:

- К сожалению, у нас другие условия.

В институте к Машиному дворянскому титулу относятся спокойно. Свое происхождение она старается особенно не афишировать.

- Есть много людей иной философии и идеологии, которые этого не поймут и осудят.

***

Не беремся судить - голубая ли кровь тому причиной или просто хорошее воспитание, полученное в интеллигентной семье, но представить Марию Лопухину жующей «стиморол» или пьющей «пепси» просто невозможно. Ну, если «пепси», то разве что из хрустального бокала...

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент