И ведь прав уважаемый господин кондуктор - никуда от этого не деться. Всю свою газетно-транспортную жизнь считал своей основной функцией отстаивание интересов пассажиров - но, глядя на иных пассажиров, понимаешь, что впору защищать транспортников от их клиентов. Каждый из нас, думаю, не раз наблюдал в автобусе или том же троллейбусе хамоватых соплячков в кожанках, лениво посылающих женщину-кондуктора по нецензурному отечественному адресу. И не только их, а, к примеру, «принципиальных неплательщиков», готовых удавиться из-за личной трешки, а также более чем прилично одетых наших сограждан, канючащих, что им, дескать, вот уже седьмой год не платят зарплату, посему трех рублей опять же ну никак нету.
Похоже, все дело действительно в менталитете. Никому из нас в самом деле не придет в голову лезть без билета и денег на него в самолет или в поезд, а вот троллейбус или трамвай всех вывезут. Хлеб в магазине никто бесплатно не берет - иначе селяне и хлебопеки вылетят в большую финансовую трубу, и хлеба в конце концов просто не будет. А вот проехать бесплатно на автобусе - законно по льготе или незаконно по-заячьи - святое дело, хотя сущность та же самая, и последствия для не получающей финансовой подпитки отрасли те же. Выходит, транспорт нам попросту не нужен?
Отсюда и те же 57 категорий льготных пассажиров, немыслимые в цивилизованной стране, среди которых отнюдь не самые нищие члены общества. Достаточно заполучить «корочки» какого-нибудь последнего помощника предпоследнего депутата Госдумы - и катайся на халяву практически пожизненно.
Увы, ничто по большому счету не бесплатно в этом мире. Мало того, что при такой системе каждый из тех, кто добросовестно оплачивает проезд, платит за себя и, например, за того «настоящего полковника» или за ту бабушку, но и сам транспорт постепенно начинает разваливаться, ибо, по большому счету, исправных плательщиков все равно не хватает.
Я согласен с тем, что честных тружеников на транспорте сегодня большинство, и имею честь быть лично знаком со многими водителями и кондукторами. Но существующая система работы транспорта и прежде всего оплаты за проезд способна сделать их труд никому не нужным в очень скором времени в связи с безвременной кончиной подвижного состава. Больше половины муниципальных автобусов, троллейбусов и трамваев Новосибирска уже сегодня можно с чистой совестью списать в металлолом по всем механическим и человеческим критериям - вот только ездить потом на чем?
Что-то надо менять - или уж потом ходить пешком и не жаловаться. Самая логичная идея - отменить бесплатный проезд, доплачивая нынешним «льготникам» хотя бы стоимость проездного билета. Но эту мысль раз за разом «зарубают» сверху. Ибо если сегодня бюджеты всех уровней самым наглым способом не выплачивают транспортникам компенсацию за проезд своих пассажиров (особенно этим грешат федеральные органы), то при новой системе платить придется, ибо альтернативой станет народный бунт.
Второй, паллиативный вариант - либо сократить льготный проезд до ограниченного времени суток, скажем с 9 до 12 часов дня, как сделано во многих странах, либо брать с сегодняшних бесплатных пассажиров хотя бы половинную плату за проезд. Это, может, транспорт и не спасет, но хотя бы продлит агонию. Увы, не идут и на такие меры - непопулярно, дескать, народ не поймет, а переизбраться ох, как хочется.
Вот и ездим, как ездим, а время уходит, как и водители из муниципальных предприятий. И висит жизнь ПАТП и депо по-прежнему на волоске - нет денег ни на подвижной состав, ни, временами, просто на зарплату. А цена этому волоску - три рубля с перевезенного пассажира.
Или целых десять центов США по курсу Центробанка.