Неизвестное об известном

В память о выдающемся архитекторе

25 августа 1950 года ушел из жизни «зодчий всея Сибири», автор проектов десятков памятников архитектуры Новосибирска (некоторые из них  федерального значения) Андрей Крячков. Судьба всех выдающихся деятелей искусств такова, что их творчество получает неоднозначные оценки и имеет разные последствия. Ни в коем случае не пытаясь очернить память великого архитектора, «ВН» все же покопался в архивных источниках и выяснил несколько малоизвестных фактов об Андрее Дмитриевиче.

Крячков — виновник серости Новосибирска Да, именно так. «Серым и унылым» наш город сделал тот же человек, который украсил его многими прекрасными зданиями. Это утверждает доктор архитектуры Борис Оглы в своей книге «Новосибирск: от прошлого к будущему»: «Большинство… зданий <1920-х годов> имеет сдержанную серую цветовую гамму, что явилось и для последующей застройки Новосибирска определенным колористическим решением. А. Д. Крячков считал, что в суровых климатических условиях Сибири штукатурка такого цвета наиболее практична и выразительна, она придает необходимый облик общественным сооружениям».

Крячков — объект критики СМИ и книги последних лет создали буквально «культ личности» Андрея Крячкова. Чего только стоит муссируемый журналистами Гран-при Международной выставки искусств и техники в Париже 1937 года, полученный Андреем Дмитриевичем за проект Стоквартирного дома (Красный пр., 16). При этом коллеги обычно забывают упомянуть, что Гран-при — это награда не за один, а за несколько проектов Крячкова, представленных на выставке, в том числе за Дома Советов в Иркутске и Красноярске, а стоквартирник он создавал совместно с другим архитектором — Виталием Масленниковым.

В общем, создается впечатление, что на протяжении нескольких десятилетий работы Крячкова все вокруг только и восхищались его талантом и домами его авторства.

Однако это отнюдь не так. Вот, к примеру, что в 1930 году писал о крячковском здании Сибревкома (ныне  Новосибирский художественный музей) главный рупор региона — газета «Советская Сибирь»: «Вы думаете, эти колонны что-нибудь поддерживают или вообще нужны? Вы глубоко ошибаетесь. Это томский профессор-архитектор показывает свою приверженность вкусам дореволюционных «мастеров» архитектуры <…> Студенты, не заимствуйте у профессора Крячкова его скверных приемов, чуждых рабочему классу».

А вот мнение не кого-нибудь, а вице-президента Академии архитектуры СССР, автора проекта Боткинской больницы и легендарного «Большого дома» на Литейном Александра Гегелло о все том же Стоквартирном доме: «Мне оно представляется очень сильно эклектичным. Оно дает черты не нашего советского дома, а скорее дома в капиталистическом городе, и основным дефектом я считаю эту архитектуру эклектичного характера. <…> Помимо этого, объемное решение, особенно эти выпадающие углы, мне представляются неправильными не только для данного места, но вообще разрушающими простой объемный вид прямоугольника».

Крячков — строитель бань В одной из библиотек Новосибирска мне попалась в руки книга «Бани и купальни» за авторством профессора Крячкова. В этом солидном фолианте скрупулезно и во всех подробностях описываются виды бань, этапы и каноны их строительства, отделы от прихожей до парилки и т. д. Сейчас кажется забавным, что именитый архитектор столь пристально изучал и описывал такое тривиальное и неэстетичное заведение, как баня, тем более что книга эта издана в 1932 году, когда Андрей Дмитриевич был почти на пике славы. Но нужно учесть, что в те годы Россия была в прямом смысле немытой. Сам Крячков в предисловии к книге пишет, что, по данным на 1929 год, «40% малых и средних городов РСФСР не имели общественных бань, а целый ряд областей и рабочих районов показывают ничтожную цифру бане-посещений, например, Уральская область на 1000 жителей имела 5 посещений в год на человека». О душах и ваннах в квартирах тогда и речи не было. Проблема омовения трудовых тел стояла для страны крайне остро, и логично, что заняться этим вопросом было поручено человеку опытному, квалифицированному и проверенному.

ЦИФРЫ 29 зданий, украшающих улицы Новосибирска, воздвигнуты по проектам Андрея Крячкова. Первый проект для Новониколаевска знаменитый архитектор составил в 1906 году. На Международной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году здание Стоквартирного дома, выстроенное по проекту Крячкова, было удостоено диплома 1-й степени, золотой медали и премии Гран-при.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент