— Елена Анатольевна, во всем мире медицинские агентства, подобные вашему, оказывают посреднические услуги. Помогают, так сказать, наладить связь «пациент — врач». Неужели без посредников с врачом нельзя договориться? Ведь медицина — одна из самых регламентированных областей жизни с большим количеством законов, подзаконных актов, инструкций и т. д.
— Иногда без посредника просто не обойтись. Да и для того, чтобы «договориться с врачом», подчас необходима четкая инструкция: к кому обращаться, как действовать, что говорить, какие фразы использовать и т. д.
Кричать в кабинете врача или заведующего поликлиникой бесполезно. Врачи — люди закаленные. Можно даже сказать, тренированные. Они такие крики и угрозы слышат постоянно. Обращаться в суд — это вообще последнее дело. Потому что в суде выиграет не тот, кто прав, а кто свою правоту доказал с помощью правильно оформленных документов. В медицине это записи в медкартах, информированные согласия, назначенные обследования и результаты анализов. Если карта оформлена по правилам, то пациенту будет очень сложно доказать халатность врача. Лучше всего — сохранять спокойствие и начинать разговор с такой примерно фразы: «Я пришел не ругаться. Я пришел решить проблему цивилизованным путем». И подать письменное заявление на имя главврача. Если это не помогает, обращайтесь в страховую компанию, министерство здравоохранения Новосибирской области, прокуратуру, наконец.— А подношения? В одном из интервью вы открыто соглашались с тем, что взятка — один из действенных методов добиться адекватного лечения.
— Взятка — это всегда плохо. Но если речь идет об экстренном случае, то все методы хороши.«Дыхание лёгкое, хрипов нет»
— Новосибирцы часто жалуются на то, что врач на приеме, зачастую не глядя на пациента, пишет в карточке типовую «формулу»: «Дыхание легкое, хрипов нет, живот мягкий, при пальпации безболезненный, печень не увеличена и т. д.» Причем узнают пациенты об этом уже после приема, когда можно будет почитать амбулаторную карту. Зачем это пишется? Как можно узнать, что пишет врач в карте? Можно ли потом эти записи исправить?— Эту «формулу» врач действительно обязан записать по нормативам. Но пациент имеет полное право ознакомиться с записью в карте. Можно прямо спросить врача: «Что вы пишете в моей карте? Какой у меня диагноз? Можно прочитать то, что вы написали?» И если вы не согласны с описанием вашего состояния, просите внести правки. Если врач отказывается, то схема та же — обращайтесь к главврачу с письменным заявлением и т. д.
— Почему бы тогда не ввести электронную карту пациента, где фиксировались бы все визиты, все диагнозы, назначения, вызовы «скорой помощи» и лечение в стационаре. То же описание «легкого дыхания» быстрее скопировать на компьютере, чем всякий раз писать от руки.— Очень актуальный вопрос! Когда такое станет реальностью, это будет большим счастьем и для врачей, и для пациентов. Но на такую информатизацию отрасли пока средства не направляются. Хотя я считаю, что сейчас важнее направлять средства не на покупку оборудования, строительство зданий и зарплату, хотя и это тоже нужно делать. Сейчас гораздо важнее создать работоспособную систему взаимосвязи между больницами, врачами и т. д. А это уже вопросы менеджмента и логистики. Но до той поры, пока главным критерием эффективности программы модернизации здравоохранения будет освоение выделенных средств, ничего в системе не изменится. Потому что все остальное становится второстепенным. От этого страдают и врачи, и пациенты. Их просто сталкивают лбами в стиле: «Разбирайтесь сами».
— Поэтому сейчас выросло число судебных исков против врачей и клиник?— Я уже говорила, что это худший метод поиска истины. Более сильные позиции не у того врача, который хорошо лечил, а у того, кто грамотно все записал в карте и отчете. Такая «судебная активность» привела к тому, что тяжелых больных очень сложно поместить в стационар — врачи просто боятся, что итогом будет очередное судебное разбирательство.
— Но если больной находится в тяжелом состоянии, а родственников к нему не пускают, где искать правду?— Если в семье есть пожилые родственники и тяжелые больные, следует заранее оформить нотариально заверенную доверенность на представление интересов этого члена семьи во время лечения.
Кто виноват и что делать?— Недавняя история с гибелью студента в больнице Академгородка опять подняла тему «Нельзя попадать в больницы на выходных». Где-то в мире существует такая же ситуация, когда во время национальных праздников или в выходные на всю больницу пара медсестер и один дежурный врач?
— Если болезнь хроническая, то во всем мире никаких новых назначений или особенного внимания к пациенту в выходные не будет. В экстренных случаях, конечно, действует другая схема оказания помощи. И научиться определять эту «экстренность» — вот самая важная задача.— Может быть, причина в том, что эта больница ведомственная?
— Не думаю. Нет плохих или хороших больниц. Везде есть плохие или хорошие врачи. И подбор кадров больше зависит от главврача, чем от уровня зарплаты, месторасположения клиники и других факторов.Заметная разница разве что между клиниками муниципального или федерального подчинения. Те же НИИ травматологии и ортопедии (НИИТО) или НИИ патологии кровообращения им. Мешалкина — разница между ними и муниципальными больницами видна даже невооруженным глазом.
— То, что ситуация с российской медициной непростая, видно по активности недовольных пациентов. Но неужели и врачей все устраивает?— Конечно нет! Система пока работоспособна, но реформировать ее просто необходимо. Сейчас обсуждается очередная модель здравоохранения, и новосибирское врачебное сообщество уже подготовило несколько поправок к этому закону. Активно обсуждается открытие в Новосибирске первого хосписа для тяжелобольных и умирающих. Новосибирск — чуть ли не единственный крупный город в России, где при таком уровне развития медицины до сих пор нет хосписа. Надеюсь, в ближайшее время проблема будет решена — первые шаги для этого уже сделаны.
Р. S. В одном из следующих номеров «ВН» читайте интервью с депутатом Государственной думы РФ Сергеем Дорофеевым, который расскажет о том, как профессиональное сообщество врачей добивается изменений законодательства, регламентирующего здравоохранение, направленных на повышение качества лечения.Цифра
1 терапевт по нормативам Минздрава обслуживает 1700 человек. В течение года врач поликлиники должен написать более 60 форм отчетов. 12 минут отводится врачу на прием пациента в поликлинике.