Покинув дом, Эммануил стал уличным музыкантом — стритовщиком. Ничего другого он делать не умеет, да и не может — последствие регулярных побоев. Какое-то время снимал жилье, сейчас перебивается у друзей.
«С причала рыбачил апостол Андрей», — раздается в переходе возле станции метро «Речной вокзал». Эммануил играет один, что не совсем типично для уличных музыкантов: обычно это небольшие компании, но чаще всего «работает» пара человек: один играет и поет, другой ходит со шляпой.
— Я не люблю стритовать в компаниях, там в основном всякие бесы собираются, — делится Эммануил опытом. – И дело не в том, что деньги надо делить на всех, просто чем больше людей, тем больше проблем.Проблем у уличного музыканта не то чтобы много, но достаточно. Главная из них — это, конечно же, служители порядка. Уличных музыкантов можно расценить как попрошаек, но просто попрошайничество в современной России не является преступлением или правонарушением. Другое дело, что среди стритовщиков попадаются несовершеннолетние, а УК РФ предусматривает ответственность за вовлечение в попрошайничество лиц, не достигших 18 лет.
Ульяна, пятнадцатилетняя стритовщица, рассказала об этой проблеме:— Менты — самая большая опасность для стритовщика, некоторые просто мимо пройдут, а некоторые прогонят, раньше бывало, что и деньги отбирали, которые настритовали, но в последнее время такого не припомню. Но здесь, на речном, работает один мент, который нашим струны рвет, если поймает. Когда он моему знакомому струны порвал, тот его минут сорок материл.
В переход входят два сотрудника полиции.— О! Дяденьки идут! — сразу замечает Эммануил.— Сейчас придется уйти, минут через десять вернусь.
«Дяденьки» довольно вежливо просят удалиться, что музыкант и делает.— Главное, чтобы точку не заняли, — говорит он. — Есть такое негласное правило: играешь час, потом уступаешь место другому. Нужно понимать, что, играя сверх времени, отбираешь хлеб у другого, но обычно все культурно происходит. Все друг друга понимают. Правда, я знаю и таких персонажей, которые за точку и кулаками помахать готовы, — тут он называет пару кличек, — они наркоманы, играют, чтобы деньги на дурь раздобыть, с такими лучше не сталкиваться и точку их не занимать, они на Маркса обитают, я раз на их место встал, больше не хочу.
Кто-то зарабатывает музыкой на средства к существованию, как Эммануил, а кто-то на наркотики, но так может происходить и в любой другой сфере деятельности. Кому-то просто нравится петь, а деньги вторичны. Кому-то важно ощущать себя свободным бродягой. А кто-то просто не хочет просить денег у родителей на развлечения или новый телефон. Каждый уличный музыкант имеет свои причины петь в переходах и на станциях метро.