Если посреди этого каникулярного мельтешения захочется отыскать кино для людей, аттестат которых давно пылится на антресолях, то призываю вас
Фильм снят на основе автобиографического бестселлера Латифа Яхья, который на протяжении нескольких лет являлся двойником сына иракского диктатора Саддама Хуссейна – Удея. Интригует, не правда ли? К тому же кинорежиссёр Ли Тамахори, взявшийся за экранизацию такой брутальной колоритной темы, в подобном жанре проявил себя давно. Он наснимал целую обойму «мальчишеских фильмов для взрослых», когда в ход идут «игрушки» с несколькими сотнями лошадиных сил или «сущие безделицы в сорок карат»: среди них «Три Икса-2», «На грани» и даже один из фильмов легендарной бондианы – «Умри, но не сейчас».
Тамахори и на этот раз цепко и метко справляется с задачей. Экран дурманит терпким пресыщенным колоритом бандитского восточного богатства: деньги мешками, боеприпасы без счёту, драгоценности, местечковая слава и женщины – всё, чего может пожелать наследный принц. А вслед за ним – и его двойник, посягнувший на любимую женщину своего патрона. И это становится главным центробежным стержнем фильма, на который нанизывается вся предыдущая мишура повествования.
Фильм «Двойник дьявола», конечно, примечателен в общем ряду американского кинопроизводства. Прежде всего тем, что тяжёлым тёмным камнем в нём лежит фигура самого Саддама Хуссейна (название картины красноречиво даёт оценку) – образ для Штатов насколько болезненный, настолько и… закрытый. Дядя Сэм совершенно не готов лечь в кресло психотерапевта и пространно излить душу на этот счёт – в фильме нет ни малейшей попытки осмысления самого феномена бандитских монархий, с которыми США много лет усиленно борются по всему миру, от Южной Америки до Ближнего Востока. А без этого осмысления лента про сына Саддама становится просто эстетством – терпким, как дорогой кубинский табак, и таким же призрачным, как дым от него. Но, безусловно, это эстетство высшего пошиба, на которое не жалко денег и времени.