Президент послал в светлое будущее

Главной темой российских СМИ на этой неделе стало, конечно же, ежегодное президентское послание Федеральному собранию. И поскольку послание представляло собой достаточно объемный документ, обозреватели, комментируя его читателям своих изданий, обращали внимание лишь на то, что им показалось наиболее важным.

Событие недели в зеркале прессы

 Главной темой российских СМИ на этой неделе стало, конечно же, ежегодное президентское послание Федеральному собранию. И поскольку послание представляло собой достаточно объемный документ, обозреватели, комментируя его читателям своих изданий, обращали внимание лишь на то, что им показалось наиболее важным.

«Коммерсантъ» замечает, что впервые президент назвал сроки стабилизации ситуации в Чечне, и цитирует Владимира Путина: на это «потребуется время - во всяком случае не меньше того, за которое республика была доведена до того крайнего состояния, в котором она находится сейчас». Журналисты «Ъ» быстренько посчитали: если учесть, что Чечня вышла из-под контроля федерального центра в 1991 году, а конституционный порядок был наведен в начале 2000 года, и если учесть, что в 1995-1996-м республика была под контролем федеральных властей, получается - срок, установленный президентом, составляет семь лет.

А обозреватель «Трибуны» акцентирует внимание на те «достаточно резкие термины», которыми в послании описан наш нынешний суд, не ставший «ни скорым, ни правым, ни справедливым». И слова Путина о необходимости изменить принцип назначения судей называет небольшой сенсацией. Поскольку изменение состава квалификационной судейской комиссии, о которой говорил президент, на практике означает лишение судьи статуса «неприкасаемого». Ведь до сих пор судьбу преступившего закон судьи решали его коллеги, отнюдь не настроенные «выдавать своих».

«Комсомолка» по достоинству оценила высказанное в послании намерение ограничить сегодняшнее всесилие чиновников, которые в последнее время плодятся со скоростью саранчи. Мыслимо ли: численность чиновного люда выросла с 880 тысяч в 1993 году до миллиона с лишним в нынешнем. «И вся эта армия, - пишет «Комсомолка», - занимается распределением и перераспределением государственных ресурсов - этот вид зарабатывания денег стал гораздо выгоднее, чем производство. Взятки и отступные чиновники превратили в свой бизнес».

«Новые Известия» отметили, что президент убедительно обосновал необходимость преобразований в здравоохранении и образовании. Впрочем, то, что такие преобразования необходимы, пациенты поликлиник и больниц знают давно - им приходится оплачивать из своего кармана многие медицинские услуги, считающиеся бесплатными. То же происходит и в нашем будто бы бесплатном образовании - с поборами и в школах, и в вузах сталкиваются почти все родители.

Оппозиционной прессе резко не понравилось заявление Владимира Путина о том, что пересмотра итогов приватизации не будет, хотя порою она и проводилась с нарушением закона. «Словом, - возмущается «Правда», - он против возвращения в государственную собственность награбленного нуворишами».

Это правда, да не вся. Не желая затевать пересмотр этих итогов, что, по его мнению, вызовет слишком большие проблемы, президент предлагает решить все вопросы с помощью налогов. Обложить приватизированные сырьедобывающие предприятия (нефть, уголь, газ, руда, лес) высокими налогами. То есть, по выражению газеты «Коммерсантъ», «не обвинять сырьевых магнатов в расхищении Родины, а заставить их заплатить сполна».

Не понравилось левым и то, что Путин настойчиво рекомендовал парламенту ускорить принятие нового Трудового кодекса в правительственном варианте («это превращение наемного работника в раба!»), а также его пассаж насчет того, чтобы отказаться от валютного регулирования и снять ограничение на вывоз капитала за границу - все равно, мол, несмотря на все запреты, из России нелегально вывозится 20 миллиардов долларов в год. А что предлагается взамен? А создать в стране благоприятные условия для использования этих капиталов на своей территории. Помнится, об этих «благоприятных условиях» еще Ельцин талдычил, а до него Гайдар и его команда. Как собирается добиться этого Владимир Владимирович? Если он и знает, то молчит - в послании об этом ни слова.

Ничего, к сожалению, не сказано и о механизме реализации ряда других намерений, обозначенных Путиным в его выступлении перед членами Федерального собрания. Судебная реформа, о необходимости которой он так убедительно говорил, требует десятков миллионов бюджетных рублей. Готово ли государство нести такие траты? Об этом президент ничего не сообщил. Как и о том, каким образом он намерен обуздать коррупцию. «Новые Известия» ставят вопрос шире: «Может ли быть выполнено то, о чем сказал президент в послании, при том стиле работы администрации, который утвердился в последнее время?» Когда засилье чиновников стало тормозом реформам?

Впрочем, административная реформа, которая затронет чиновничью рать, начнется уже через месяц - это Путин пообещал. Четыре месяца президент дал правительству, чтобы оно обложило повышенным налогом сырьевых магнатов, а тем, кто производит продукцию и обеспечивает оборот, - уменьшило налоговое бремя. Также обещано до конца года завершить переход к страховой системе оказания медицинской помощи, чтобы покончить с поборами в больницах и поликлиниках.

Все это требует методичной, тяжелой повседневной работы. Удастся ли ее выполнить? В конце года мы узнаем об этом.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент