Члены комиссии по градостроительству Совета депутатов города Новосибирска провели пресс-конференцию, на которой рассказали о важнейших направлениях работы комиссии в течение года.
По словам председателя комиссии Вячеслава Илюхина, самыми актуальными вопросами были изменения в Правилах землепользования и застройки города, а также поддержка обманутых дольщиков.
Правила землепользования и застройки Новосибирска были приняты в июне 2009 года. Этот документ четко разграничивает город на деловые, рекреационные и другие зоны, а также регламентирует минимальный и максимальный процент застройки в различных зонах.
Что касается защиты интересов обманутых дольщиков, то сейчас на особом контроле депутатского корпуса и муниципалитета пять «недостроев». Хотя, в реальности, их гораздо больше.
Вячеслав Илюхин убежден, что в большинстве случаев причина того, что стройки, в которые люди вложили деньги, замораживаются — недобросовестность застройщиков: «Над теми, кто обманул людей, должны быть судебные процессы и вытекающие из них наказания. Меры ответственности застройщиков должны быть ужесточены. Тогда обманутых дольщиков станет намного меньше».
Однако пока государство не собирается запрещать долевое участие граждан в строительстве и пока над недобросовестными застройщиками не было ни одного громкого судебного процесса, депутаты советуют новосибирцам, желающим стать дольщиками, по крайней мере, консультироваться в комиссии по градостроительству Совета депутатов города Новосибирска.
Впрочем, больших объемов строительства в следующем году не ожидается. Траты бюджета на капитальное строительство в 2011 году уменьшены в два раза. Частных инвесторов сдерживают, главным образом, два фактора: кредитная политика банков и получение технических условий.
Технические условия Вячеслав Илюхин назвал основной причиной, тормозящей развитие строительного рынка: «Например, стоимость земельного участка на аукционе составляет 3 миллиона рублей. А потом предприниматель, взявший этот участок, должен заплатить 87 миллионов за технические условия. Разумеется, стоимость этих технических условий скажется на конечной стоимости квадратного метра. Кто купит такое дорогое жилье? Между тем причина сложившейся ситуации очевидна — рынок монополизирован одной компанией. Мы намерены перевести диалог с этой компанией на уровень правительства. Потому что эту проблему нужно решать».
Игорь Салов рассказал о практике зарубежных стран, где вопросы технических условий решает муниципалитет, а застройщик заходит на полностью подготовленную площадку. Правда, по окончании строительства 70 процентов прибыли забирает муниципалитет. Но 30 процентов остается у строительных компаний, и для них это выгодно.
— Я уверен, что и у нас на это охотно пойдут строительные компании, которые не могут заплатить 87 миллионов энергетикам, но могут и хотят работать, — говорит Игорь Дмитриевич.
Эта схема могла бы быть актуальной для привлечения строительных компаний к сносу и расселению ветхого жилья. Сейчас строители идут на это крайне неохотно. Из общего количества ветхого жилья (более 1400 домов) только 30 процентов площадок, по оценкам аналитиков, могут представлять интерес для инвесторов. Остальные 70 процентов придется расселять за счет муниципалитета.
На ближайшие три года на расселение из бюджетов всех уровней Новосибирску выделено 460 миллионов рублей. По итогам реализации ведомственной Программы расселения граждан, проживающих в городе Новосибирске, из ветхого и аварийного жилого фонда, в течение ближайших трех лет будет построено и приобретено не менее 15 тысяч квадратных метров жилья. Свои жилищные условия смогут улучшить 1400 горожан. Не смотря на то, что этого все равно не достаточно, тем не менее, первый шаг на встречу переселенцам уже сделан. И будем надеяться, что с каждым годом, бюджет на расселение будет только увеличиваться, ведь нереально всю жизнь мотаться по родным и знакомым или снимать квартиры посуточно, чтобы избежать трагедии, проживая в аварийном доме.