Ренессанс мамонтихи Матильды

В борьбе за свободное время горожан современный краеведческий музей вполне конкурентоспособен с такими учреждениями и заведениями, как театры, библиотеки, ночные клубы и рестораны, считает директор НГКМ Андрей Шаповалов.

Когда вы в последний раз бывали в Краеведческом музее? Вот и большинство так же. В школьные годы с обязательной экскурсией!

В последнее время, однако, ситуация вокруг музея заметно изменилась. О Краеведческом заговорили, и туда пошли люди. Музейная ночь, проект «День рождения Матильды» (мамонтиха Матильда — главный экспонат отдела природы музея), выставки работ Сальвадора Дали, Гойи, Марка Шагала... В ближайшей перспективе — открытие Центра современного искусства (на базе филиала музея на Вокзальной магистрали, 11), в более отдаленной — преобразование музея «Сергей Миронович Киров в Сибири» (филиал на ул. Ленина , 23) в уголок старого Новониколаевска — городскую усадьбу с надворными постройками...

Связаны все эти преобразования, прежде всего, с приходом в музей полтора года назад нового директора.

Убедительный Шаповалов

Первый раз Андрей Шаповалов пришел в музей, еще будучи студентом четвертого курса исторического факультета НГУ. Зашел в директорский кабинет и заявил, что имеет три неучебных дня в неделю, готов эти дни работать на полную ставку. И при этом гарантирует, что будет делать за это время больше, чем целый отдел за неделю. Его условия, как это ни парадоксально, были приняты («Я очень убедительный», — шутит Шаповалов). Уже через год он вел самый большой музейный фонд...

Через несколько лет, однако, активный сотрудник был из музея уволен. (Со своими инициативами он был тогда «неформат» для этой «тихой обители».) И вернулся сюда через 12 лет уже в качестве директора.

Приглашение, признается, его несколько удивило. Но идея «сделать в городе большой хороший музей» владела им настолько, что ради нее он был готов потерять в заработке и отказаться от своей относительной свободы.

Что немаловажно, в музей Шаповалов пришел c четким представлением, чем должен заниматься сегодня современный краеведческий музей. Даже если его концепция и кажется кому-то спорной:

— Изначально краеведение понималось как история и природа данного края. Однако в настоящей ситуации этим все не должно ограничиваться. История и природа, по большому счету, это все, что находится вокруг нас. И современный музей должен не только широко заниматься краеведением — археологией и изучением народонаселения, но и быть в центре всего, что происходило и происходит. В том числе и в центре художественно-выставочной деятельности. Постоянно балансировать на пике актуальности...

Дали и Гойя как аргумент

А не подменяете ли вы, интересуемся, своей активной художественно-выставочной деятельностью работу того же Художественного музея, который, возможно, недостаточно активен?

— Конечно, подменяем, — не спорит Шаповалов. — И даже если бы наш Художественный музей был активен, мы бы все равно это делали. Все мы живем в период очень жесткой конкуренции. Все музеи, библиотеки, театры так или иначе конкурируют друг с другом за свободное время людей. Даже если они и не отдают себе в том отчета. Библиотекам нужны читатели, театрам — зрители, нам, соответственно, тоже нужны посетители. Привлекать их к себе мы должны очень активно, и когда начинаем это делать, то вольно или невольно вторгаемся в чужое поле.

Причем конкурируем мы не только с театрами и библиотеками, но и с ночными клубами, ресторанами, да фактически со всеми, кто претендует на досуг. А чтобы хорошо конкурировать, надо хорошо чувствовать себя и на чужой территории тоже. Я не могу вторгаться в библиотечную деятельность, но в архивную я волей-неволей вторгаюсь. Когда людям необходимы документальные издания, то они знают, что идти им надо либо в архив, либо к нам. А куда они пойдут, зависит от того, что где есть. То же самое и с выставками. Если мы будем делать хорошие выставки и к нам пойдут, то мы будем делать выставки. И если Художественный музей делает хорошие выставки, то мы будем делать выставки не хуже.

Работу с «раскрученными» именами планируется продолжить. Весной, например, в Новосибирск приедет подлинник работы Рафаэля из Тагильского художественного музея (так называемая «Тагильская мадонна»). Рафаэль составит, согласитесь, неплохую компанию Шагалу, Гойе и Дали, работы которых уже видели новосибирцы.

Конечно, и до Шаповалова музеи получали заманчивые предложения выставлять в своих залах мировые шедевры. Но организовывать выставки такого уровня — дело хлопотное. Страховки бешеные, арендная стоимость картин высокая. Надо иметь большое желание и умение торговаться. Шаповалов, как видно, имеет и умеет.

Его «небоскрёбы»

Вспоминается выступление директора музея на «круглом столе» в рамках форума «Интерра». Дискуссии велись на весьма любимую в городе тему: «Надо ли становиться столицей?». Заспорили о так называемом «пермском эксперименте». Пермь заставила говорить о себе всю страну своими фантастическими выставками — вбросив одномоментно ресурсы в несколько культурных проектов. Не продуктивнее ли, раздавались голоса, не увлекаться парой-тройкой эффектных начинаний, а распределить средства равномерно по всем проблемным зонам? Возможно, это будет не столь эффектно, но для общей ситуации более полезно. Кто-то сравнил культурное пространство Перми с территорией, заполненной одноэтажными деревянными домиками, среди которых возвышается несколько небоскребов. Не резоннее ли вместо того, чтобы продолжать строить чудо-небоскребы, заменить деревянные строения на каменные или надстроить еще один этаж?

Андрей Шаповалов же заявил, что Пермь все сделала очень правильно. И именно потому мы о ней так много и говорим. «Если бы она пошла маленькими шагами, то ей еще долгие годы пришлось бы догонять другие, более удачливые территории. И мне кажется, у них в этом смысле надо учиться».

Он тоже предпочитает «строить небоскребы». Мы не имеем в виду какие-то баснословные финансовые вливания (музей по-прежнему финансируется очень скромно и на многие свои начинания вынужден зарабатывать сам), мы о музейных мероприятиях, которые будоражат город. Краеведческий действительно постепенно превращается в актуальную площадку. И работает он не только на привозном материале. Так, самым успешным музейным проектом прошлого года стал «День рождения Матильды»:

— Придумали мы этот проект потому, что наше здание на Вокзальной магистрали пустовало. Там ничего не происходило, и люди туда не шли. Благодаря экспозиции, сделанной нашими руками с нашими экспонатами, посещаемость отдела природы увеличилась в два с половиной раза. И финансовую выгоду проект принес музею большую, чем выставка графики Гойи и Дали. А наша выставка видов Торгового корпуса в разные годы! По посещаемости тоже была не хуже привозных...

Кстати, о Торговом корпусе. В настоящее время в здании (музей переехал туда в 1982 году) идет реставрация. И после реставрации  ему будет возвращен первоначальный вид, каким он был на момент 1910 года. О восстановлении музейных подземелий мы не так давно писали («Холодные галереи, на сто лет назад», «ВН» от 15 июля). Добавим только, что реконструкция коснется и залов музея: появится новая историческая экспозиция, колонный зал станет многоцелевым. Все выставочные площади станут более светлыми и более приспособленными к той активной выставочной жизни, которую ведет музей. Закончиться реконструкция должна ориентировочно к 2013 году.

Что касается двух других музейных филиалов, то:

— На Вокзальной магистрали уже 23 сентября будет открыт Центр современного искусства. Это такая двойная история. С одной стороны, зданию давно был нужен ремонт. С другой стороны, в городе уже лет десять говорят о необходимости Центра современного искусства. Это наш совместный проект с галереей «Старый город». Здание мы поделили на две части, у нас появился второй вход: налево — Музей природы, направо — Центр современного искусства. То есть филиал стал многоцелевым. На мой взгляд, это хорошая маркетинговая связка. Постоянных экспозиций там не будет, но будет смена трех-четырех больших выставок в год. Со временем, возможно, центр станет отдельной организацией с другим помещением.

«Домик Кирова» тоже ждут перемены. Там планируется организовать небольшой музей под открытым небом:

— Земля на улице Ленина, как известно, «сладкая». И если не сделать на этой сладкой земле музей, реально посещаемый людьми, то она уйдет кому-нибудь другому. Я очень реалистично смотрю на вещи. Концепция музея Кирова, как представляется, изначально была бессмысленной, и создавался он политическим решением. В каждом городе есть свой музей революционеров-борцов, а у нас нет, значит, надо, чтобы был... Принадлежал этот дом зажиточному извозчику, и история Кирова притянута туда за уши. Хотя архитектура домика очень интересная. Здание 1904 года постройки: дом двухэтажный, первый его уровень находится под землей. Это такой правильный дом начала века. Сохранились фотографии надворных построек.

Наша идея очень проста: там надо сделать музей «Городская усадьба Новониколаевска». Это будет комплекс построек с конюшней, баней, с музейными экспозициями, посвященными атрибутам старого мещанского быта. Такие усадьбы есть везде — в Шушенском, в Иркутской области, в Кемеровской области. Нет только у нас, хотя это очень нужно. И с точки зрения нашей сибирской истории, это гораздо более интересно, чем любой Марк Шагал.

Возможно, экспонатами наш Краеведческий, как и большинство сибирских музеев, не очень и богат. Но если то, что имеешь, эффектно подать! А для начала, конечно, необходимо свои возможности доподлинно знать. Поэтому в музее вот уже девять месяцев идет подготовка путеводителя по фондам. Такого путеводителя, как это ни парадоксально, до сих пор в музее не было. Выпустить его планируется к ноябрю, когда Краеведческий будет отмечать свое 90-летие.

И главному музейному экспонату — мамонтихе Матильде — в путеводителе обязательно будет посвящена отдельная статья!..

Андрей Шаповалов — кандидат наук, автор 4 монографий, свыше 50 статей.

Преподаватель ИФ НГПУ.

В Новосибирском краеведческом вначале был хранителем археологической коллекции, потом занял должность руководителя отдела информатизации. После сокращения преподавал в пединституте, курировал программы по культуре в местном отделении института «Открытое общество». Был программным директором фонда «Открытая Сибирь». Создал собственное музейное агентство.

Директор НКМ с 2009 года.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент