Понятный разговор

Чтобы предостеречь подростка от необдуманных поступков, нужно для начала просто его выслушать.

В линейном отделе внутренних дел на станции Новосибирск инспектор ПДН Ольга Удалых служит десять лет. Срок достаточный для того, чтобы вникнуть во все тонкости работы с несовершеннолетними. Ситуаций с безнадзорными детьми и малолетними хулиганами возникает множество, и в каждой требуется индивидуальный подход и добрый совет, как самому ребенку, так и его родителям.

«Ключик и замочек»

С выбором будущей профессии Ольга определилась еще в школе, в одиннадцатом классе. Однажды к ученикам пришли сотрудники милиции, рассказали о службе и работе с трудными детьми. Ольгу их рассказ заинтересовал, однако путь в органы внутренних дел оказался не прост. Прежде всего ее идею поступать в Новосибирскую среднюю специальную школу милиции не поддержали родители. И Ольга поступила в педагогический колледж, потом отработала два года учителем.

А затем время подсказало, что не на ниве просвещения, а на фронте борьбы с детскими правонарушениями потребуются в большей степени ее сила воли, выдержка характера и то качество инспектора, которое определяется словами «умение ладить с детьми».

— Вот сидит на стуле безнадзорник, весь такой ершистый, — начинает рассказ о своей работе Ольга. — Мальчик, похожий на ежика. Иголки все выпустил... Думает отсидеться и отмолчаться. И эта ситуация подзадоривает меня установить с ним контакт, поработать с ним, понять, расположить его, подобрать ключик к замочку детской души и, в конце концов, возвратить в детство.

Это она сейчас так говорит, потому что ей все ясно. А ведь в начале службы многое было чужим, непонятным. Незнакомые понятия и термины. Но наставники Надежда Демиденко и Салман Аллахвердиев, о которых Ольга вспоминает с теплотой, обучали азам: получать объяснения, вести документацию, обслуживать транспортные объекты.

Участок у инспектора Удалых большой — 97 километров, от станции Чик до станции Чулымская, это недалеко от Новосибирска. «Ее» дети, как и везде, разные: есть понятливые, есть агрессивные, есть просто не задумывающиеся о последствиях того, что делают. Такие и бьют стекла в поездах и электричках, кладут разные предметы на рельсы. Забава — на миг, а последствия могут быть тяжелыми как для пассажиров поездов,  так и для самого подростка. Труднее всего работать, когда хулиганит не один, а масса подростков.

«Праздник непослушания»...

...Договорились мальчишки «отпраздновать» ночь на Ивана Купалу. Вычитали в Интернете, что ее, эту ночь, еще называют «праздником непослушания». На станции Коченево их «шалость» вылилась в битье стекол в жилых домах и родной школе, потом еще прошлись по дворам, опрокидывая туалеты и ломая заборы. Досталось и «отдыхающей» в отстое электричке: в ней подростки разбили с три десятка окон.

В другом случае двое мальчиков «расслабились» по-иному. Хлебнувши пива, захотели приключений и не придумали ничего лучшего, как тоже бить окна в электричке. Под горячую руку попала последняя в этот день. Результат — двадцать разбитых окон.

Личности всех Ольга Александровна установила, и вместе с родителями они привлечены к ответственности на административной комиссии.

Наиболее сложный случай произошел в чулымской электричке, где группа подвыпивших подростков избила и ограбила двух пассажиров — своего сверстника и священника, который попытался защитить попутчика. Вместе с начальником линейного пункта милиции на станции Коченево Виктором Донцовым инспектор ПДН установила всех участников нападения.

Но часто случается, что решения, вынесенные в суде, подросткам непонятны. Они считают, что если приговор условный, то это не страшно. Значит, можно продолжать хулиганить. Вот при обработке прибывшей электрички была выявлена группа подростков, которые в Коченево не проживают. На опросе в кабинете мальчики сознались, что только что «подломили» магазин, разжились одеждой, сигаретами и плеерами, ограбили также школьную столовую и пустились путешествовать. Их вояж вовремя прервали, а то ведь одному богу известно, какие еще «подвиги» совершили бы они.

Даже такое с виду невинное увлечение, как изготовление «блинчиков», требуется пресекать в самом начале! Двое подростков шли с рыбалки, перед близко идущим поездом наложили на рельсы пятирублевые монеты, получили «блинчики», которыми стали хвастаться перед одноклассниками. Остановила их строгой беседой и добрым советом. То же и с мальчишками, которые у моста на станции Чик положили на рельсы крупные камни. Поезд дальнего следования остановился и простоял восемь минут, пока машинист и его помощник бегали за правонарушителями...

Ситуация осложняется, когда на преступный путь детей толкают взрослые — те же родители, к примеру. На входных стрелках станции Чик папа вместе с сыном сначала собирали для сдачи в скупку детали верхнего строения пути, а затем покусились на светофор, муфту которого вырвали из земли. Сын, понятно, мал, но как отцу в голову не пришло, что тем самым нарушается безопасность железнодорожного сообщения?!

А когда Ольга Александровна с коллегами установила телефонного несовершеннолетнего хулигана, докучавшего работницам оперативной службы горгаза своими интимными разговорами, то мама и папа сексуально озабоченного юноши обвинили в этом... коноплю, вольно растущую у соседнего забора. Своей родительской недоработки в воспитании они не увидели. С коноплей, конечно, просто: скосил, и дело с концом. А с родителями работать и работать.

«Трудные» выправляются

Как у опытного инспектора, есть у Ольги Удалых посетители из числа бывших правонарушителей, вставшие на верный путь. Подросток Сережа жил возле коченевского вокзала, стоял на учете — активно подкладывал на рельсы камни. Ольга Александровна регулярно наведывалась в проблемную семью с беседами на профилактические темы, и это дало результат. Родители Сережи умерли (мать — от болезни, отец — от пьянства), а сам ребенок прошел через детский дом и, как говорится, улицу. Но вырос, поумнел, устроился на работу, с радостью сообщил инспектору, что получил первую зарплату. Деньги потратил по уму: не на спиртное, а на сотовый телефон. Поделился планами о будущей свадьбе и устройстве семейной жизни.

Много тяжелее работать с «трудными» девочками. Одну такую инспектор обнаружила на коченевском вокзале, куда та с уже округлившимся животиком приходила, чтобы отсидеться от домашних скандалов. Мать девочки — сильно верующий человек. Но это подвигло женщину на постоянные ссоры с забеременевшей дочерью, и в итоге она однажды вообще не пустила ее на порог. Непросто оказалось разговаривать с матерью. С большим трудом удалось Ольге Александровне убедить женщину, что если жить с «вавилонской блудницей» под одной крышей вера не позволяет, то попытаться устроить дальнейшую жизнь дочери необходимо. Предположила: может, есть родственники, которые примут девочку? И верно: нашлась родная бабушка, приютившая внучку. Родилась девочка, которую бабушка стала нянчить, а молодая мама устроилась на работу — и ситуация разрешилась наилучшим образом.

Цветы всюду

Есть у Ольги Александровны увлечение — цветоводство. Дом и палисадник полны цветов. Особая любовь — луковичные растения: тюльпаны, гладиолусы, нарциссы. Можно сказать, символично. Принято ж считать детей цветами жизни, которых требуется правильно высаживать в благодатную почву любви и добра. И тогда они раскроются всеми своими, далеко не криминальными талантами. И к ее работе, и к ее увлечению с пониманием относятся муж и сын. Сыну, к слову, пятнадцать лет, и перед ним скоро встанет выбор профессии. Мама на него, как говорится, не давит: пусть выбирает сам. Хотя для Ольги Александровны предельно ясно — лучше ее работы нет.

 

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент