Новосибирск 18.8 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. История

История легенды Ту-154: аварийная посадка и будни стюардесс

История легенды Ту-154: аварийная посадка и будни стюардесс
2000 год. Рейс на Ганновер. Командир корабля Степан Мазан и заместитель директора летной службы по работе с персоналом Александр Завражин. Фото из архива газеты «Аэро-Сити».
Самый массовый советский реактивный среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154, единственный из оставшихся в гражданской авиации России, выполнил свой заключительный рейс 28 октября 2020 года.

Воздушное судно (бортовой номер RA-85757) совершило трехчасовой перелет из столицы алмазного края, города Мирного, в аэропорт Толмачево, куда доставило 141 пассажира.

Инцидент, вошедший в историю авиации

В сентябре 2018 года в Новосибирском аэропорту состоялась торжественная церемония встречи знаменитого самолета Ту-154М «Ижма», который «АЛРОСА» также передала на хранение в Музей истории авиации аэропорта Толмачево. Его аварийная посадка 7 сентября 2010 года вошла в историю авиации. Самолет выполнял пассажирский рейс по маршруту «Полярный (город Удачный в Якутии) — Домодедово». Через три с половиной часа после взлета на его борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Отключился и электропровод топливных насосов. Это означало одно — до пункта назначения никто не долетит…

Спас ситуацию случай. Давно выведенная из эксплуатации и непригодная для самолетов этого типа взлетно-посадочная полоса, не имевшая светосигнального оборудования и приводных радиостанций, спасла экипаж и пассажиров. Случилось это в Ижме (Республика Коми). Посадка стала возможной только благодаря начальнику вертолетной площадки Сергею Сотникову. По собственной инициативе он 12 лет следил за полосой, освобождая ее от мусора, зарослей кустарников и посторонних объектов.

При аварийной посадке самолет получил повреждения, но все остались живы и невредимы. Экипаж судна был представлен к правительственным наградам. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени наградили и Сергея Сотникова.

Вспоминая славный Ту-154…

Советский трехдвигательный реактивный лайнер с большой теплотой сегодня вспоминает пилот I класса Степан Мазан. Разработан лайнер для перевозки 180 пассажиров. По тем временам это было воздушное судно большой вместительности.

Сложный «строгий» самолет — по оценке профессионалов (пилотов и авиатехников). Новосибирские авиаторы освоили Ту-154 первыми после московских коллег к концу 70-х годов прошлого века. Этот тип самолетов полностью заменил Ту-104. Парк Ту-154 насчитывал в Толмачево более 30 авиалайнеров.

Самолет требует пристального внимания экипажа, так как летит на больших скоростях, скорость захода на посадку близка к посадочной. Расчетную скорость надо выдержать. Многое зависит от слаженной работы экипажа. Но этот самолет всем нравился. Это единственный крупный пассажирский лайнер, который можно было использовать даже на грунтовых взлетно-посадочных полосах. Но безусловный его минус — большой объем расходуемого топлива.

Комфортный лайнер

Обчанка Валентина Федосеенкова 24 года проработала бортпроводником: сначала в Толмачевском объединенном авиаотряде, а потом в авиакомпании «Сибирь». Об авиалайнере Ту-154 у нее остались самые добрые воспоминания: «Шикарный самолет: красивый, удобный, уютный. Не было никакой стесненности ни у пассажиров, ни у бортпроводников во время полетов. Над креслами просторные удобные полочки, на которые беспрепятственно вмещались личные вещи пассажиров».

бортпроводнца .jpg

Бортпроводница Валентина Федосеенкова с теплотой вспоминает Ту-154.

В конце 70-х первыми рейсами на этом лайнере были воинские перевозки в Германию, Чехословакию, Монголию… Из Союза увозили новобранцев, возвращали демобилизованных со срочной службы.

Широкие проходы между рядами кресел давали возможность катить тележку, на которой размещалось 40 контейнеров с питанием для пассажиров (по 20 подносов с каждой стороны). Их больше не нужно было разносить на руках. Это было очень удобно. Две стюардессы могли быстро обслужить всех пассажиров. Сервировали контейнеры в бортцехе на земле, а досервировывали бортпроводники самостоятельно в специальном отсеке самолета (на бортовой кухне). Бригада бортпроводников состояла из пяти человек. Иногда с ними летел инструктор.

Немного истории

Ту-154 разработали в конструкторском бюро Туполева в давно ушедшем в историю 1968 году. Эксплуатация началась в феврале 1972 года. Всего построено около 1000 единиц реактивной техники.

Последнее оставшееся в отечественной гражданской авиации воздушное судно данного типа выпущено почти 28 лет назад на заводе «Авиакор» в Самаре. С 2002 года оно эксплуатировалось Мирнинским авиапредприятием, а в 2013 году пополнило авиапарк созданной на его базе авиакомпании «АЛРОСА». За последние 18 лет самолет налетал почти 27,5 тысячи часов, выполнил 737 рейсов в обе стороны, перевез свыше160 тысяч пассажиров, 1 224 тонны груза и 52 тонны почты.

Опубликовано в газете «Аэро-Сити» №45 от 5 ноября 2020 года.

Районные СМИ

Новости раздела

Тамару Петровну Ташлыкову российские военнослужащие в зоне СВО хорошо знают. Жительница Новосибирска является самым почтенным волонтером проекта «Все для Победы» в регионе. А еще она своими руками вяжет теплые вещи для наших бойцов. Работает постоянно, за что ее по праву называют легендарной.

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: