Пилоты Airbus A330, вылетевшего из Шереметьево, запрашивают данные о погоде у диспетчера. Все происходит в режиме реального времени через специализированные программы. У каждого командира воздушного судна есть логин и пароль. Необходимые сведения – атмосферное давление, скорость и направление ветра, облачность, горизонт росы – предоставляют метеослужбы практически каждого аэропорта. Но есть одно но: вся информация сегодня платная, если авиакомпания не купила услугу, доступ к ней закрыт.
– Аэропорт вылета передает на борт данные, если в течение какого-то времени происходит отказ от предоставления метеоинформации, то это, я думаю, гораздо серьезней. Это очень плохо, – считает пилот авиакомпании Михаил Николаев.
Плохо или хорошо, но три крупнейшие авиакомпании в Сибири перестали пользоваться метеоданными почти двухсот аэропортов страны, которые сегодня обслуживает подразделение Авиаметтелекома Росгидромета. Все изменилось после 24 марта 2017 года, когда, согласно приказу Минтранса, полномочия предоставлять сведения о погоде передали госкорпорации воздушного транспорта. Однако позже ведомство попросило авиакомпании не торопиться расторгать договоры с Авиаметтелекомом, у новой организации пока нет необходимого оборудования и специалистов. Прислушались не все.
– На сегодняшний день из крупных авиаперевозчиков Западно-Сибирского региона не подписаны договоры у Новосибирской, Кемеровской, Томской области и Республики Алтай, они официально не получают информацию о погоде из аэропортов, которые контролирует наше ведомство, – сообщила и.о. директора Западно-Сибирского филиала Авиаметтелекома Росгидромета Елена Горбачева.
Журналисты ОТС сделали официальные запросы в авиакомпании. Пока получили ответ только от одного авиаперевозчика. В письме говорится: сегодня данные о погоде компания получает от Главного авиационного метеорологического центра, с ним подписан договор.
– Это самостоятельная организация, она не принадлежит Авиаметтелекому, она обслуживает только московскую зону. Это аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково. Остальные аэродромы обсуживают другие подразделения Авиаметтелекома, – сообщила сотрудник Западно-Сибирского филиала Авиаметтелекома Росгидромета Юлия Токарева.
В Авиаметтелекоме сообщили, часто пилоты авиакомпаний используют международный банк информации о погоде. Туда российские службы тоже предоставляют сведения, но это в большей степени средние показатели и до точности там далеко.