Переход количества усилий в качество образования

Переход количества усилий в качество образования
Очередной совет по вопросам развития образования при губернаторе Новосибирской области вновь подтвердил обозначившуюся в последние годы характерную черту подобного рода мероприятий — при подведении итогов тех или иных отчетных периодов в данной отрасли уже не перечисляются отдельные достижения (ремонт такого-то школьного здания, покупка компьютера в такую-то сельскую школу и т. п.), а разговор идет о системных изменениях в образовании на уровне тенденций, о комплексных итогах и задачах на будущее.
Таким стал и нынешний совет, повестка которого гласила: обсуждение пойдет «Об итогах реализации Комплексного проекта модернизации образования и основных задачах развития системы образования Новосибирской области».

Напомним, что КПМО стартовал в 2007 году, когда наша область в числе 21 региона составила авангард модернизации систем образования субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день какие-то регионы значительно отстают в реализации, кто-то и вовсе подобной работы не начинал.

— Теперь многие регионы используют именно наш опыт, — отметил руководитель департамента образования Новосибирской области Владимир Иванов.

Однако реализация КПМО, рассчитанного на три года (2007—2009), заканчивается. Впрочем, как не раз подчеркивали участники совета, не заканчивается модернизация системы образования. К тому же за плечами не только опыт от проделанной работы, но и внушительные результаты — отличный, в свою очередь, задел на будущее.

— Главное, что хочется отметить, — сказал Владимир Иванов, — результаты комплексного проекта не являются отдельными, а носят институциональный характер — система образования значительно изменилась.

Прежде всего созданы комфортные, современные условия для учебы и работы педагогов: можно с уверенностью сказать, что проведенное обновление материально-технической базы учреждений образования оставило далеко позади призраки непростых 90-х годов — скажем, мультимедийное оснащение даже небольших сельских школ из глубинки области теперь порой не хуже, чем в лицеях в центре Новосибирска.

Значительным рывком вперед стал переход на новые экономические «рельсы» практически всей отрасли — на нормативно-подушевое финансирование перешли среднее, дошкольное, начальное и среднее профильное системы образования. Как один из ярких результатов — произошло более чем двукратное увеличение средней заработной платы учителей (с 6,2 до 14 тысяч). Вместе с тем произошла и закономерная дифференциация зарплат: так, на 1 ноября 2009 года 11% педагогов получают более 20 тысяч рублей. Однако департамент образования подчеркивает: несмотря на успехи, необходим скрупулезный анализ, а порой и корректировка произошедших изменений (подробное изучение аудиторной нагрузки учителей, анализ начисления стимулирующей части заработной платы и т. д.).

По сути, проектом внутри проекта является комплекс мер, направленных на реструктуризацию и оптимизацию сети образовательных учреждений области. Одним из показателей процесса является сокращение числа малокомплектных начальных школ, которые в целях повышения эффективности образования стали структурными подразделениями более крупных — средних — общеобразовательных учреждений. Если в 2006 году таких «началок» насчитывалось 405, то сегодня самостоятельных образовательных единиц подобного рода всего 20.

— Но важно не забывать, — говорит Владимир Иванов, — что это не простая ликвидация начальных школ — все они становятся подразделениями более крупных образовательных учреждений. И здесь как показатель — неизменное за эти годы количество средних школ.

По одному из параметров оптимизации образовательной сети показатели, к сожалению, остались неизменны: количество учеников на одного учителя практически осталось прежним: 12,7 в начале реализации КПМО и 12,6 в настоящий момент. И это средний показатель, причем по городской местности. А ведь есть школы, где и сегодня всего 7 учеников на одного учителя.

Среди успехов реструктуризации и оптимизации образовательной сети — концентрация ресурсов вокруг базовых школ. Как следствие — более качественное обучение сельских ребятишек, результаты которого стали значительно ощутимее в 2009 году. Системное решение комплекса вопросов укрепления материально-технической базы, решение вопросов питания, подвоза, ремонта дорог сделали свое дело — произошел переход количества усилий в качество образования.

Под пристальным вниманием кадровые задачи, основными направлениями которых являются омоложение учительского корпуса и разработка и реализация новой системы повышения квалификации и переподготовки работников образования — о неэффективности существующей не раз говорилось с самых разных трибун области. И здесь опять же впору говорить о внушительной базе для таких перемен в виде бесценного и уникального опыта Новосибирского института повышении квалификации и переподготовки работников образования.

Подводя итоги совета, губернатор Виктор Толоконский согласился с участниками, что изменения в системе образования, безусловно, произошли.

— Но, как в любом сложном процессе, есть и ряд негативных моментов, — откровенно заключил губернатор.

Среди таких «ложек дегтя» Виктор Толоконский назвал несовершенство системы формирования фонда оплаты труда и его распределение внутри образовательных учреждений. Также не удалось разумно сжать дифференциацию между полюсами процесса: слабейшими и статусными (лицеи, гимназии) образовательными учреждениями. Острее стали проблемы ремонта школ — просто потому, что сегодня на общем положительном фоне что-то недоделанное выглядит попросту «кричащим». Безусловно, остра, согласился губернатор, проблема повышения квалификации и переподготовки работников образования. Все это станет задачами на 2010 год, как и продолжение той работы, которая велась в рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования.

— Мы перешли тот рубеж, когда не могли от педагога требовать. Но чтобы требовать, необходимо четко видеть модель развития — тогда и требования будут реалистичными, — подчеркнул Виктор Толоконский.

— И сегодня необходимо, не теряя времени и темпа, развивать образование. Реализация этих задач — задач развития образования — отвечает стратегическим интересам развития региона в целом.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать