Чудеса начнутся с «Золушки»

До торжественного открытия Рождественского фестиваля осталось несколько дней. Наш корреспондент встретился с главным координатором традиционного форума искусств, директором академического молодежного театра «Глобус» Татьяной ЛЮДМИЛИНОЙ и задал ей несколько вопросов. — Татьяна Николаевна, последняя неделя перед фестивальным стартом проходит в цейтноте?
— Вовсе нет: практически всё готово. Мы даже можем сказать, что уже сегодня могли бы начать принимать гостей… Думаю, в течение последней недели мы упорядочим некоторые вопросы, а также, я надеюсь, что за этот период будут раскуплены и оставшиеся в кассах билеты.

— Каким будет этот фестиваль, особенным?

— Это повторяется каждый раз: когда проводишь фестиваль, кажется, что он получается самым лучшим. Но проходят годы, и ты понимаешь: оказывается, те фестивали были хороши, но… опять не настолько, насколько нынешний. Наверное, и этот ничем особо не отличается от фестивалей прошедших и будущих. Просто мы его очень долго, честно, добросовестно и трудно готовили. Потому как, не скрою, кризис не обошел стороной и нас, и театры, которые мы, приглашая, привозим в Новосибирск. К примеру, некоторые из них — театры, которые мы особенно любим и к которым расположены новосибирцы, немножко скорректировали свою политику и стали меньше выпускать премьер, что сказалось на возможности их приглашения. Но вот в процессе работы — еще раз повторюсь, такой длительной, кропотливой и трудной — мы сформировали программу, за которую сегодня, я думаю, было бы не стыдно любому городу. Потому что мало какой город, а уж за Уралом точно никакой другой, смог бы позволить себе пригласить вот так, одномоментно, в течение десяти дней, подобное количество — россыпь, созвездие — лучшего из того, что сегодня есть в искусстве России.

Начнем с открытия фестиваля — 3 декабря, театр оперы и балета, опера Россини «Золушка» Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье». Прекрасная музыка, знакомый с детства сюжет. И очень такая ироничная, яркая, я бы даже сказала, по-европейски стильная постановка. Спектакль — лауреат премии «Золотая маска». Я думаю, что те новосибирцы, кто придет в этот вечер в оперный, ни на мгновение не пожалеют об этом. Поскольку услышать «Золушку» сегодня в России просто невозможно. Только в качестве проекта где-нибудь на европейских фестивалях.

А драматическую программу открывает на следующий день, уже у нас, в «Глобусе», спектакль Валерия Фокина по Гоголю «Женитьба». И это тоже событие уникальное. Мы долго договаривались, и, конечно, тот факт, что Фокин работал и в Новосибирске, сыграл свою роль: при всех сложностях «Женитьба» едет к нам! Хотя для Александринского театра это было очень непросто: часть декораций они изготовили специально для приезда в Новосибирск. Дело в том, что художник Александр Боровский, не ищет легких путей, и каждый его спектакль — это такой, можно сказать, инженерный театр: у него очень динамичный, очень мобильный, постоянно меняющийся визуальный ряд. А в данном случае — очень яркая, эксцентричная, с большим количеством аттракционов постановка. Открою секрет: одним из главных действующих лиц ее является настоящий каток, и актеры определенную часть действия катаются на коньках… Что еще? Там играет замечательная актриса Кира Крейлис-Петрова. Вторая Фаина Раневская, блестящий мастер эпизода, актриса, несущая в себе дух русского театра, один из символов Александринского театра. Я советую посмотреть эту вещь, поскольку спектакль вывозился только в Европу, в Москву и вот в Новосибирск.

— На предыдущих фестивалях новосибирцы смогли познакомиться с лучшими постановками буквально всей театральной России, а сейчас?

— Говоря о красноярской «Чайке» Олега Рыбкина, не могу не подчеркнуть, что это большая удача режиссера. Спектакль — номинант «Золотой маски». А интересен и современен он прежде всего очень серьезным, вдумчивым, оригинальным видением и прочтением классики. Прошло уже более полутора лет, как я смотрела этот спектакль, но монолог Нины «Я — чайка» до сих пор в моей душе звучит. Еще один спектакль Красноярского театра «Похороните меня за плинтусом» нашего главного режиссера Алексея Крикливого (он родом из Красноярска) снискал себе настолько серьезную славу очень удачного современного спектакля, что попасть на него практически невозможно, билеты были раскуплены в один момент. И я впервые за историю фестиваля пожалела, что мы не включили в программу еще один показ.

Продолжая традицию приглашения не московских и питерских коллективов в этом году наряду с Красноярском, мы пригласили Екатеринбургский ТЮЗ, который никогда (на моей памяти) у нас не был, и они привозят не премьеру, но один из лучших своих спектаклей — спектакль фестивальный, приуроченный к 150-летию со дня рождения Чехова, «Каштанка». Он объехал весь мир, все фестивали, снискал какие только можно призы и награды. Замечу, что мы показываем впервые гостевой гастрольный спектакль не только в Новосибирске, а вывозим его в Искитим — для жителей Новосибирской области.

— Вообще областной блок фестивальной программы на этот раз поражает своей насыщенностью, особенным образом…

— Фестиваль живет, развивается, совершенствуется. И одно из направлений, к которому мы прикладываем особые усилия, — программа для жителей Новосибирской области. Нам меньше всего хочется, чтоб она была формальной и афишной. Что касается насыщенности, она даже раздвинула рамки фестиваля: за пятнадцать дней будет показано более 80 концертов и спектаклей. Впервые будет проведен и единый день Рождественского фестиваля. Это 9 декабря, когда все творческие коллективы Новосибирска и районов выедут и будут давать концерты и спектакли не в райцентрах, а в малых деревнях и селах.

— Какие рождественские чудеса, подарки, сюрпризы есть еще в драматической программе фестиваля?

— Самый главный подарок — продолжение традиции знакомства новосибирцев с лучшими театрами страны. Так, Большой драматический театр имени Товстоногова из Санкт-Петербурга приедет к нам с двумя спектаклями — «Дама с собачкой» (на который билеты ушли, что называется, влет) и «Власть тьмы». И это спектакль, который бы я тоже советовала обязательно посмотреть. Потому что — вы согласитесь со мной — Лев Толстой знал толк в хитросплетениях человеческих судеб. И вот как раз историю человеческой судьбы с ее горестями, метаниями, трагедиями, интригами, иногда удручающими какими-то поворотами здесь представит нам главный режиссер БДТ Темур Чхеидзе. Кроме того, всем известно: в БДТ играют сегодня лучшие театральные актеры России. Да, они не мелькают в сериалах и на презентациях, но это лучшее, что сегодня наряду с Малым и Александринским театрами сохранено и живо в истории культуры России.

Кстати, спектакль Государственного академического Малого театра России «Три сестры» в постановке Юрия Соломина — это настоящая классическая, очень интересная, тоже с прекрасным актерским ансамблем, постановка. Я просто советую новосибирцам побывать на ней. Потому что Малый театр в ближайшее время вряд ли сможет к нам приехать: их не так просто сегодня вывезти и застать.

Славится своими прекрасными актерами и Московский Ленком, а спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» подтвердит мои слова. Замечательный актер, который не очень себя рекламирует, закрыт для прессы и публики — Андрей Соколов — исполнит здесь главную роль. Много лет в этом же театре блистает актриса Елена Шанина — первая исполнительница роли Кончиты в спектакле Марка Захарова «Юнона» и «Авось». Она тоже не разменивается на сериалы, и если играет, то в очень хороших фильмах. И ее работа в этом спектакле тоже рождественский подарок театралам.

У нас уже был в гостях Московский ТЮЗ на других фестивалях, но вот впервые они привозят два своих чеховских спектакля — «Иванов и другие» и «Скрипка Ротшильда». Люди, не очень близкие к театру, но любящие показать себя знатоками, спрашивают меня, а почему это все так рвутся и активно раскупают билеты на «Скрипку Ротшильда», «Иванова», что там такого?.. А настоящая театральная публика в подобных вещах не ошибается и знает, что выбирать. Могу сказать: Алексей Баринов, Игорь Ясулович, в «Иванове» — Сергей Шакуров, конечно же, украшают эти спектакли и, уверена, подарят новосибирцам незабываемые эмоции от встречи с их искусством, с Чеховым.

— Слегка жанрово выбивается из программы театр танца «Гжель»…

— Соглашусь с теми, кто говорит, что это малоизвестный коллектив в России. Но добавлю: исключительно потому, что он очень востребован — буквально нарасхват — во всем мире. И когда-то же надо и нам расширять жанровые рамки (как это уже было с ансамблем танца Игоря Моисеева) и открывать для себя такого рода «малоизвестное». А «Гжель» — это такой русский мюзикл-холл, прекрасная хореография, исключительные костюмы. Я думаю, что это событие пропустить просто нельзя!

Впервые привозим мы в Новосибирск оригинальный проект Всероссийского фестиваля имени Володина «Пять вечеров» — «Я скучаю о тебе». Это своеобразный парафраз произведений драматурга, который нам представит удивительная актриса Роза Хайруллина. И венцом программы является Государственный театр наций с самым известным, самым престижным, самым дорогим спектаклем Москвы, на который очень сложно в столице попасть. Театр, который непросто идет на переговоры. Потому что у них очень много в Москве работы и художественный руководитель театра Евгений Миронов, конечно, очень занят. Но, учитывая, что он не однажды бывал у нас на Рождественском фестивале, договориться все же удалось. И 11, 12 декабря новосибирцев ждет настоящий праздник, роскошь: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова в «Рассказах Шукшина» в постановке Алвиса Херманиса.

— А билеты на фестиваль еще можно купить?

— Конечно, и я приглашаю новосибирцев обращаться в кассы театра «Глобус», метро, филармонии, других площадок, по интернету, по электронной почте, через уполномоченных. Для удобства приобретения билетов зрителями мы делаем все возможное. Мы хотим, чтобы этот праздник вошел в как можно большее число новосибирских семей. Приходите в театр, приходите на открытие — пусть рождественское чудо начнется для вас с «Золушки»!
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать