Кто отрегулирует нам скорость, если мы не регулируем себя?

Кто отрегулирует нам скорость, если мы не регулируем себя?
По данным ООН, порядка 3 тысяч человеческих жизней (каждая пятая — детская) уносят ежедневно во всем мире дорожно-транспортные происшествия. Каждые сутки около 100 тысяч жителей планеты получают в результате аварий серьезные травмы, в том числе ведущие к инвалидности. На дорогах России за январь — октябрь 2009 года погибли 21367 человек (что на 12,5 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а 212541 — получили ранения (соответственно, меньше на 4 процента).

Да, печальные показатели благодаря мерам, прилагаемым со всех заинтересованных сторон, сегодня несколько снизились. Но все-таки остаются внушительными. Вновь и вновь подтверждая: развитие мирового автопарка и дорожной инфраструктуры неуклонно возводит ДТП в ранг одной из особо опасных угроз современности. Это же отмечает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). И прогнозирует: если не усилить означенные меры, то травмы, полученные в результате автокатастроф, через десять лет займут третью строчку в иерархии основных причин всех наших недугов (после болезней сердца и депрессии). 

Долгое время эта проблема для многих стран оставалась локальной, внутригосударственной. Официально же ее международный характер был признан в 2005 году. И с тех пор — в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН — каждое третье воскресенье ноября является Всемирным днем памяти жертв ДТП. Множество мероприятий, к нему приуроченных, проводится на разных континентах, в городах и весях.

Не панацея — лозунги и штрафы

В Новосибирске главным событием этого плана стала тематическая конференция в городском Доме учителя. Организовали ее Новосибирская областная общественная организации по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Форпост» и Управление ГИБДД ГУВД по Новосибирской области. Руководители данных структур, представители органов законодательной и исполнительной власти города и области, крупных коммерческих, общественных и религиозных организаций (члены попечительского совета НООО «Форпост») встретились, чтобы… «Обменяться мнениями, обсудить проблемы, требующие совместного рассмотрения, — пояснил вице-мэр Новосибирска Николай Диденко. — Ведь ни одна организация, ни одно ведомство эти проблемы самостоятельно не решит».

Николай Васильевич отметил, что сегодня возросла ответственность органов местного самоуправления по части организации дорожного движения. «К примеру, все помнят, что установкой дорожных знаков, разметкой дорог и многими другими техническими вещами занималась ГИБДД, — сказал он. — Теперь эта обязанность возложена на нас. Текущее содержание светофоров тоже полностью финансирует город. Но даже в нынешней непростой экономической ситуации ни на рубль не сокращено финансирование тех целевых программ, которые охватывают принципиальные вопросы по безопасности дорожного движения. Все остается на уровне прошлого года. А главное, у нас отлажено взаимодействие с управлениями ГИБДД, городским и областным. Вместе работаем над решением всех задач, нам регулярно поступает информация о ситуации на дорогах: где какие аварии происходят, что нужно сделать, чтобы увеличить безопасность тех или иных участков пути, и так далее».

«Но, конечно, одними штрафами, ужесточением правил мы проблему не снимем, — вступил в диалог заместитель председателя Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев. — Невозможно человека, тем более закостеневшего в неких стереотипах поведения, переубедить, переделать только с помощью лозунгов или законов. Его должно что-то сильно тронуть, зацепить внутренне, чтобы он сам очень глубоко задумался: как мы вообще живем, как ведем себя на дороге, как управляем транспортом...»

Таким был лейтмотив конференции. Толкуя о профилактике ДТП, все единодушно сводили заключения к общему знаменателю: каждого участника дорожного движения — тронуть. Зацепить. И заставить отрегулировать — не только скорость на опасном участке, но и, собственно, настройку в голове. Чтобы думала она трезво, непрестанно контролировала ситуацию, помнила о печальной статистике и не летела поперед лобового стекла в пекло...

С ветерком в голове

В качестве ударной силы, способной хоть сколько-нибудь «прочистить мозги» автовладельцу и задеть его за живое, участникам конференции был представлен фильм под названием «Необъявленное…». Документальный фильм, снятый молодой творческой бригадой под руководством Управления ГИБДД ГУВД по Новосибирской области и при участии организации «Форпост», откровенно и без полутонов рисует картину современных дорог (в данном случае — нашего субъекта Федерации). Также четко прописывает разные, главным образом морально-психологические аспекты поведения водителей, их взаимоотношений между собой и с пешеходами.

…День как день. «Почему именно со мной должно что-то случиться?» — подспудно себе твердит едва ли не каждый, кто, выходя в обычный день из дома, садится за руль и едет по своим делам. Но тотчас же одного-другого-третьего безудержно и резко «заклинивает» на этих самых делах, на собственной персоне, которой надо поспеть сразу везде... Сами персонажи фильма, первые встречные водители (из числа превысивших скорость), этого не скрывают: да, мол, спешу, иной раз даже на спидометр не смотрю! Выходит, главный регулятор скорости тут — свой же ветерок в голове, свои субъективные ощущения. А что он, скакун лихой, ввёрнут всего лишь мелким взбалмошным винтиком в сложную и опасную систему дорожного движения, что должен подчиняться ее законам, он и думать забывает. Летит, дороги, по большому счету, не видит (наряду со спидометром) и оценить общую ситуацию на ней не в силах. Как вдруг впереди — колдобина, пешеход, еще один «бравый летчик»… И что? «Успею увернуться» — часто эти слова, которые произносит внутренний голос автовладельца, оказываются для него последними…

А вот на экране — современная деловая леди, мама своего современного ребенка. На вопрос, почему она возит его в машине без специального детского кресла, тоже есть ответ. Дескать, чадо слишком беспокойное, вертлявое и никаких «сковывающих» механизмов не переносит. Оно просто изведется, достанет маму криками-взбрыками так, что та, находясь за рулем, будет вынуждена больше уделять внимания капризному сыну, чем автомобилю и дороге. А вот вне кресла сын сидит смирно. Но если, не дай Бог, на дорогу другой ребенок выскочит? Что делать — резко тормозить, спасая чужого малыша, но рискуя своим? Или наоборот…

«Разные причины безответственности — результат одинаков», — сдержанно произносит голос за кадром. А в кадре — все новые и новые картинки, новые ситуации, которые могут привести к трагедии. Скажем, ночная дорога. Пресловутая усталость. Нет, чтобы отдохнуть водителю в ближайшем мотеле пару часов и, слегка освежив силы, снова двинуться в путь. Но он себе: «Осталось каких-нибудь сто километров — доеду!» А ведь человек, сколько бы ни бодрился, не способен заметить тот миг, когда сон его таки сламывает. Наконец искушает езда по пустой трассе — многие просто шалеют от представленной возможности прокатиться с ветерком! Но случись неожиданность (в виде того же запоздалого путника, например) — тут уж и внутренний голос пикнуть не успеет.

Вся жизнь — дорога. А дорога — жизнь…

Итак, воспитывать себя. Воспитывать друг друга. Воспитывать культуру поведения на дорогах, ибо одних лишь писаных правил здесь мало. Да и с дорог ли ДТП начинаются? Можно быть верующим или атеистом, но с тем, что сказал во время обсуждения фильма священник Валериан, заместитель руководителя духовно-просветительского центра Новосибирской епархии, не согласиться сложно: «Мы нарушаем не только правила движения — нарушаем правила духовной жизни. А это рано или поздно приводит к соответствующим последствиям. В фильме очень точно прозвучало, что нам не хватает культуры, не хватает уважения друг к другу. Замечено, культура дорожного движения — это один из принципов отражения культуры общества в целом. Как не хватает нам взаимного уважения в обществе, внимания друг к другу, так их не хватает и на дорогах».

Между тем начальник Управления ГИБДД ГУВД по Новосибирской области Сергей Штельмах, говоря о комплексе мероприятий по профилактике ДТП, заявил: «Сейчас стоит задача как можно более широко этот фильм распространить. Одна из идей — показывать его в автошколах. Думаю, потенциальных и реальных нарушителей правил станет меньше. Хотя, к сожалению, не всегда до людей доходит смысл того, что им говорят и показывают…»

Кстати, почему — «Необъявленное…»? Вернемся к началу нашего разговора и добавим: в России каждые сутки погибает в результате дорожно-транспортных происшествий около 80 человек. И если бы они все вместе находились, к примеру, в одном самолете, то на следующий день был бы объявлен национальный траур. Но если трагедия происходит с каждым не в одночасье, к тому же в разных уголках страны… Это ли повод считать ее менее масштабной?

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать