Сделать среду доступной для инвалидов

Россия готовится ратифицировать Конвенцию ООН о правах инвалидов. Чтобы в Новосибирской области создание благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями шло быстрее и эффективнее, такую структуру гражданского общества, как совет по делам инвалидов, возглавил сам губернатор Виктор Толоконский.

На прошедшем заседании совета были рассмотрены вопросы об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, доступности для них городского транспорта и содействия их трудоустройству.


За последние десять лет органы власти вместе с общественностью немало сделали для людей с ограничениями, однако еще больше предстоит сделать, потому что не четко исполняются законы и решения органов власти и, надо признать, в нашем обществе пока не сформировалась требуемая культура отношения к инвалидам. Об этом говорили на заседании председатель Новосибирской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Игорь Галл-Савальский и представители других общественных организаций, которые анализировали сложившуюся ситуацию и вносили свои предложения.


Статьями 15 и 16 федерального закона о социальной защите инвалидов обозначена обязанность учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм, и должностных лиц соблюдать требования по обеспечению беспрепятственного доступа для инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. В случае несоблюдения они несут административную ответственность. Однако в законе не конкретизировано, какие должностные лица имеют право составлять протоколы об административных нарушениях, поэтому в суды не поступают материалы по фактам нарушений.


Статьей 16 областного закона о социальной защите инвалидов Новосибирской области предусмотрено утверждение или согласование заданий на новые строящиеся и реконструируемые объекты с учетом мнений общественных организаций инвалидов. Данное требование законодательства не исполняется. Представители общественных организаций инвалидов решениями соответствующих органов государственной власти области и местного самоуправления должны быть включены в состав комиссий по приемке в эксплуатацию объектов инженерной, транспортной, социальных инфраструктур, подлежащих оборудованию и оснащению специальными приспособлениями для свободного передвижения и доступа инвалидов. Это распоряжение губернатора, которое предусматривает и согласование архитектурно-планировочных заданий на разработку объектов с общественными организациями инвалидов, также не исполняется, потому что включать общественные организации инвалидов в этот процесс не удается.


Может быть, проблема по созданию благоприятной среды решается и без участия общественных организаций? Увы, это не получается. На межведомственной комиссии по делам инвалидов за последние два года трижды рассматривались эти вопросы и общественность выражала озабоченность положением дел. Вот свежий пример: ряд совсем недавно введенных объектов инфраструктуры не приспособлен для инвалидов.


— Когда мы на комиссии попытались выяснить, как и кто на это влияет, то ответственных лиц не нашли, — заметил Игорь Галл-Савальский. — Один орган отвечает за проект, другой за соблюдение норм строительства, третий принимает, а доступности для инвалидов нет. В этом году в области введено в эксплуатацию около десяти новых школ, ни одна из них не приспособлена для инвалидов. К сожалению, только на тех построенных или реконструированных объектах, где за основу берется либо зарубежный проект или проявляет инициативу сам ответственный инвестор, который обращается за информацией к нам, инвалиды чувствуют себя независимо.


Мониторинг, который проводят общественники, показывает, что формальные реакции на проблемы инвалидов и мнение общественных организаций в последние годы участились.


— Мы считаем недопустимой замену пандусов на кнопку вызова сотрудников учреждения, которые либо вносят инвалида внутрь, либо обслуживают его на улице, — подчеркнул Игорь Галл-Савальский.
В 2007 году на средства гранта областной администрации, затратив и собственные средства, Новосибирская областная общественная организация ВОИ заказала и получила от компетентных архитекторов комплект технической документации по универсальным, легко монтируемым пандусам, обеспечивающим подъем инвалидов до первого этажа жилого дома. В 2008 году было установлено 32 таких пандуса, документы передали главным архитекторам районов. Однако только в Новосибирске около 2,5 тысячи инвалидов-колясочников, а приспособлено лишь 480 подъездов домов. Надо продолжать эту работу.


Председатель областной общественной организации ВОИ:
— Часто мне говорят: «Этот дом для очень богатых. Инвалиды в него не попадут». Я согласен: богатых у нас немного, и из инвалида богатого сделать трудно. Но и состоятельный человек в любой момент может стать инвалидом, поэтому надо думать о культуре среды независимо для кого она оборудуется — для бедных или богатых. Когда говорим о доступности, чаще всего имеем в виду не себя, мы уже как-то приспособились к этой среде. Больше говорим о тех, кто завтра вынужден будет преодолевать эти барьеры. Давайте позаботимся о них вместе.


Еще одна важная проблема: перед объектами, оказывающими услуги населению, отмечено отсутствие знаков для парковки инвалидов. В развитых странах самые близкие места к входу выделяют для автомобилей инвалидов. Конечно, столица Сибири достойна этого же. В соответствии с поручением губернатора общественные организации инвалидов определили перечень первоочередных сорока пяти объектов, определили схемы парковок, согласовали с ГИБДД, передали в мэрию. В 2009 году получили ответ со списком установленных знаков, однако проверка показала: в 40 процентах адресов такие знаки отсутствуют.


Общественные эксперты предложили при приобретении автобусов для общественного транспорта предусмотреть приобретение низкопольных автобусов, из которых хотя бы 10 процентов были оборудованы подъемниками либо пандусами для перевозки инвалидов-колясочников. Для коммерческих компаний поставить условие, чтобы не менее 10 процентов транспортного состава было оборудовано таким же образом. На остановках общественного транспорта, где имеется расписание движения транспортных средств, обозначить специальным знаком те маршруты, которые оборудованы для перевозки инвалидов-колясочников. Предложено также для мегаполиса приобрести специально оборудованный автобус, а может быть, и не один, для коллективных поездок инвалидов в учреждения реабилитации, образования, культуры и для занятий спортом.


В Новосибирске есть служба «Социальное такси», которая оказывает услуги людям с ограниченными возможностями на льготных условиях. В настоящее время, по мнению общественных организаций инвалидов, эта служба сделала сильный крен на санитарные перевозки. В сложившейся ситуации можно на конкурсной основе заключить контракты с коммерческими предприятиями либо перевозчиками, которые имеют желание перевозить инвалидов. При этом надо расширить список объектов, куда инвалидов могут доставлять на льготных условиях. Это должны быть не только Пенсионный фонд и поликлиника, но и магазины, учреждения культуры и другие объекты в пределах города.


На вокзале Новосибирск- Главный создана служба сопровождения инвалидов, она успешно работает в соответствии с предложениями и задачами, которые не раз рассматривались на совещаниях в администрации области. Не хватает лишь специально оборудованного микроавтобуса для доставки инвалидов на второстепенные железнодорожные пути. С главного пути инвалид-колясочник может попасть в вагон поезда, а к второстепенным путям, где останавливаются поезда дальнего следования, проехать на инвалидной коляске невозможно. Есть также необходимость иметь специально оборудованный вагон для поездок инвалидов в направлении северокавказских минеральных вод, в Сочи и Адлер на санаторно-курортное лечение.


Губернатор в завершение заседания сказал, что для решения большинства затронутых проблем не требовалось никаких дополнительных управленческих решений. Почему сложно сделать пандусы? Почему нельзя обозначить парковку? Приобрести автобусы, приспособленные для инвалидов? Бюджет готов за это заплатить. Просто многим руководителям сложно дается психологический переход к комплексному и качественному решению задачи обеспечения доступной среды. Виктор Толоконский поручил оперативно рассмотреть и наметить меры по исправлению ситуации, в том числе по решению проблемы занятости инвалидов (об этом мы расскажем в отдельной публикации).
На смену агрессивному дизайну, где органично смотрятся ступеньки и барьеры, должен прийти универсальный, где главное — комфорт для всех людей вне зависимости от их физического состояния. Это процесс кропотливый, требующий постоянного внимания, сил, средств, политической воли, но другого пути нет.

Из Конвенции ООН о правах инвалидов:
«Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать