Ступени, ведущие вверх

Ступени, ведущие вверх
Сегодня в Новосибирском художественном музее открывается персональная выставка известного сибирского живописца, члена ВТОО «Союз художников России» Николая Никифоровича Полещука, посвященная 80-летию художника.
Его судьба, достойный путь мастера — живая иллюстрация и показательный пример возможного решения давних споров и дискуссий о месте творца в жизни, о востребованности таланта обществом.

Николай Никифорович Полещук родился 9 мая 1929 года в селе Черемшанка Алтайского края. В 1931 году его семья переехала в Новосибирск. В годы Великой Отечественной войны учился в железнодорожном училище, освоил рабочую профессию и три года работал в железнодорожных мастерских слесарем-паровозником. Ещё со школьных лет проявилась тяга к прекрасному, увлечение рисованием. В 1949 году Полещук был призван в армию, прослужил три года на острове Русском близ Владивостока. И в армейских буднях дарованию молодого моряка нашлось применение: он занимался выпуском боевых листков, стенгазет, писал портреты сослуживцев, жанровые зарисовки матросского быта. В свободные часы бродил с альбомом по окрестностям, делал зарисовки скалистых берегов, наброски океанских просторов, пытался запечатлеть неописуемую красоту закатов и рассветов.

После демобилизации решил сделать важный жизненный шаг и сделал его: вернувшись в Новосибирск поступил на творческую работу в товарищество «Художник» (впоследствии преобразованное в Художественный фонд РСФСР). В качестве вступительного экзамена он написал копию пейзажа известного художника-передвижника Волкова «Первый снег». Приёмная комиссия оценила работу Полещука хорошей оценкой, и его приняли сразу в живописный цех на должность художника. ( Заметим, обычный путь новичков был в копийный цех или в оформительский.)

Очень скоро Николай понял, что одних природных способностей мало и всерьёз взялся за учёбу. При художественных мастерских работала изостудия, в которой вели занятия выдающиеся сибирские мастера тематической картины и портретного жанра Н. В. Фомичёв и В. В. Титков. Все знания, которые давали наставники, он жадно впитывал и усваивал, применял в своей работе. Пригодились ему и добрые советы старших товарищей по цеху. С. И. Кобелев, П. В. Соколова, П. Л. Поротников, — имена этих талантливых художников Николай Никифорович до сих пор вспоминает с огромной благодарностью.

Работа в Художественном фонде имела свои плюсы и минусы. С одной стороны, система заказов позволяла не думать о хлебе насущном, а главное — рядом с тобой всегда коллектив единомышленников и друзей, с кем можно обсудить любые проблемы. С другой — мало оставалось времени на собственное творчество, на личное совершенствование.

Как редкая удача (на фоне копирования полотен классиков и портретов вождей) расценивались заказы на творческие работы: сюжетные картины на заданную тему, портреты передовиков, пейзажи.

Набравшись опыта и мастерства, Николай Полещук стал все чаще выезжать с так называемыми агитпоездами по районам Новосибирской области. За время таких рейдов им были написаны серии портретов передовиков производства. (Одна из них и по сей день находится в музее Рямовского совхоза Венгеровского района.) И это была реальная творческая работа.

Шли годы. Напряжённая работа в фонде, учёба у мастеров — всё это способствовало росту мастерства живописца. Крепнущая уверенность в своих силах дала ему моральное право участвовать в профессиональных художественных выставках самого разного ранга уже с 1955 года. Пришла пора и персональных вернисажей.

Ему по силам и индустриальный пейзаж вроде экспонирующегося в Искитимском музее полотна «Новосибирская ТЭЦ-2», и натюрморты, на которых так мастерски передана материальность, осязаемость, плотность фактуры изображаемого (будь это цветы, поленья, грибы, фрукты). Но главные достижения художника Полещука связаны с жанром портрета.

И особенности портретного творчества Николая Никифоровича даже не в углублённом психологизме и не в виртуозно передаваемом внешнем сходстве, а в особенном умении разглядеть и показать зрителям достоинство личности портретируемого, его социальную активность и человеческую значимость. Бывают портреты более камерные, более уютные, чем у Полещука. Но столько внутренней силы, достоинства и уважения к человеку, как у него, найти у других художников можно очень редко.

В 1971 году он взял творческий отпуск на три месяца и обратился в дирекцию Новосибирского металлургического завода имени Кузьмина с просьбой допустить его в заводские цеха для создания живописной серии. Художник получил полную свободу действий. Ему выделили импровизированную мастерскую в ленинской комнате цеха горячего проката. Он ходил с этюдником по грохочущим заводским цехам, примечал, как раскалённые слябы металла превращаются в огненные ленты проката, как тучами искр электросварки трубогибочные станы салютуют редкому стороннему наблюдателю. Здесь встретил Полещук истинных героев. И портрет Героя Социалистического Труда М. П. Нестеренко с успехом демонстрировался на зональной выставке «Сибирь социалистическая», а потом был приобретён для музея ДК «Металлург».

…В последние годы мастеру ближе пейзаж, портрет и натюрморт. Особого внимания заслуживает опыт работы Николая Никифоровича в многотрудном жанре тематической картины.

Пишет он по преимуществу для души, не для продажи. Очевидно, в силу непрактичности, свойственной почти всем художникам старшего поколения. Это словно прибавляет художественной значимости и удостоверяет искренность творческих побуждений.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать