Новосибирск 3.2 °C

Вечный двигатель успеха

05.11.2009 00:00:00
Вечный двигатель успеха
Как бы то ни было, но вечные истины, преодолев конъюнктуру последнего времени, вновь обретают ценность. Одна из таких истин: век живи — век учись, преобразованная классиками прежней формации в учиться, учиться и учиться, оказалась на деле краеугольным камнем поступательного развития экономики.

Можно даже сказать, вечным двигателем каждого ее направления, в том числе и сельскохозяйственного. Переход его на инновационный путь развития стократ увеличил потребности в непрерывно обновляющихся знаниях. И в связи с этим особо актуальным становится для аграриев дополнительное профессиональное образование, способное донести до производственников необходимые им перемены в приемах и методах хозяйствования.

Четверть века на ниве просвещения
На рынке образовательных услуг нашего региона с непростой задачей просвещения кадров АПК успешно справляется институт дополнительного профессионального образования Новосибирского аграрного университета (ИДПО НГАУ). Именно здесь руководители и специалисты агропромышленного комплекса около четверти века получают новые знания, необходимые для успешной работы в современных условиях. Не теряют своей актуальности и такие направления деятельности института, как подготовка кадров рабочих профессий, а также специалистов по охране труда. ИДПО имеет лицензию на обучение самым разным, необходимым селу специальностям: машинист и монтажник холодильного оборудования, машинист и оператор котельных установок, электрогазосварщик, продавец, контролер-кассир, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования, слесарь по КИПиА, стропальщик, пекарь, переработчик скота, мяса, молока.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих проводятся по образовательным программам с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от производства на базе среднего (полного) и общего образования. По этому направлению институт уже много лет сотрудничает с центрами занятости городов и сельских районов. ИДПО предоставляет также возможность получить диплом государственного образца по специальностям менеджмент и менеджмент в социальной сфере тем, кто по каким-то причинам вынужден сменить профессию или просто желает получить дополнительную рыночную специальность.

Задача непростая, но решаемая
Переучить, дать первые навыки в новом деле и воспитать за короткий срок хорошего специалиста — задача непростая, но решаемая. Однако далеко не всякое учреждение такого профиля на протяжении стольких лет может оставаться интересным производству. Знания — быстро устаревающий продукт. И количество их стремительно растет. Лишь благодаря непрерывному творческому поиску коллективу ИДПО удается оставаться востребованным. Качество услуг этого заведения вполне удовлетворяет возросшие запросы аграриев. Об этом свидетельствует тот факт, что число обучающихся в институте неуклонно растет. Даже в связи с кризисом ИДПО не потерял аудиторию. Нынче, как и в прошлом году, здесь пройдут обучение более четырех тысяч человек.

Предлагаемые институтом программы неизменно отличаются актуальностью. Как этого удается добиться? «Мы занимаемся огромной аналитической работой, — отвечает на вопрос директор ИДПО, проректор Новосибирского государственного аграрного университета по дополнительному образованию Владимир Паршиков. — Люди приезжают к нам учиться тому, что пригодится им в реальной жизни. И наша обязанность — удовлетворить их запросы. Для этого систематически приходится выяснять реальные потребности производства и соответствовать им».

В союзе с практикой
Эту задачу институт всегда решал совместно с одним из своих стратегических партнеров — департаментом АПК Новосибирской области, поскольку именно здесь имеют полную картину и состояния сельского хозяйства, и уровня подготовки кадров. Кроме того, ИДПО постоянно поддерживает связь с руководителями и специалистами хозяйств. Не только передовых, заметим, но и тех, каким в первую очередь требуется помощь в повышении квалификации. Ну а учатся на опыте лучших — таких как племзаводы «Ирмень» и «Лебедевский», учхоз «Тулинский», мясокомбинат «Плотниковский» и так далее.

Выездные занятия в эти хозяйства, а также на перерабатывающие предприятия, в Сибирское отделение Россельхозакадемии, отделы ветеринарно-санитарного контроля, на рынки города, ведущие ветеринарные клиники Новосибирска широко практикуются в учебном процессе. На таких занятиях слушатели получают индивидуальные консультации, осваивают новые технологии, приёмы и методы решения наиболее сложных проблем. С учётом современных и перспективных тенденций в развитии АПК им также представляется возможность познакомиться с поставщиками товаров и услуг — компаниями, которые реализуют сельскохозяйственную технику и запасные части к ней, кормовые добавки, премиксы, удобрения и многое другое.

«Мы привлекаем к сотрудничеству как можно больше практиков, которые занимаются внедренческой работой на производстве, — продолжает Владимир Паршиков. — У нашего заведения особая специфика. Излишнее теоретизирование на занятиях мало кому интересно. Многие специалисты и руководители хозяйств учились давно. Им важно узнать, как тот или иной прием, разработанный учеными, можно внедрить у себя на производстве и какой доход он гарантированно даст».
Деловые
и активные
В связи с этим к преподавателю системы дополнительного профессионального образования предъявляются особые требования. Он должен быть в курсе всего нового в науке, управлении, технологиях и при этом уметь настраиваться на уровень подготовки аудитории, извлекать из общения с ней новые знания. Понятно, что такие масштабные задачи исключительно штатным составом сотрудников не решить, поэтому кадровая политика этого заведения весьма гибкая и своеобразная. Институт, разумеется, располагает высококвалифицированными штатными преподавателями, имена которых известны далеко за пределами нашей области. Но наряду с ними на договорных началах здесь работают более ста преподавателей — это ведущие работники департамента АПК, специалисты органов управления, комитетов и ведомств, передовых предприятий сельхозпроизводства и смежных с ним отраслей, ученые СО РАСХН, РАН, профессора и сотрудники большинства высших школ Новосибирска.

Новые возможности открылись у института в связи с присоединением его к Новосибирскому государственному аграрному университету, руководство которого с большим пониманием относится к задачам и проблемам дополнительного профессионального образования. Столь мощный преподавательский потенциал позволяет совершенствовать формы и методы обучения. Обмен опытом, дискуссии на занятиях здесь обычное явление. Основную часть учебного плана составляют активные формы обучения — деловые игры, семинарские и практические занятия. При этом преподаватели вникают в предложенные слушателями конкретные ситуации, дают рекомендации по ним и отвечают на практические вопросы.

По второму и даже четвертому кругу
Большую актуальность сейчас приобретают объединенные курсы: например, одновременное повышение квалификации ветеринарных врачей, зоотехников и руководителей или агрономов, инженеров и руководителей или руководителей хозяйств и глав поселковых и муниципальных образований. С учетом сложившейся ситуации особое значение имеют совместные занятия последней категории, поскольку невозможно решать проблемы села только с одной стороны — производственной, которая находится в ведении руководителя сельхозпредприятия, или социальной, которая в свою очередь подчинена главе поселкового или муниципального образования. Совместное обучение таких руководителей благотворно скажется в последующем на их совместной работе. Но для организации этого обучения целесообразно передать профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников муниципалитетов, связанных с АПК, в институт дополнительного профессионального образования НГАУ.

Свою лепту в обновление программ, учебно-тематических планов, расписаний вносит и каждый поток обучающихся. По окончании курса слушатели обязательно заполняют анкету, где высказывают свои мнения о том, что им понравилось и что они хотели бы еще узнать на занятиях. Достаточно сложно назвать наиболее актуальные программы и направления. Подбор тем зависит от конкретного состава группы. Но наиболее востребованы ветсанэкспертиза, законодательство (в том числе Новосибирской области), ресурсосберегающие технологии, земельное право, управление, психология и конфликтология. То, что при верстке учебных планов берется во внимание мнение заказчика, несомненно, повышает качество и уровень услуг ИДПО, поэтому не случайно среди слушателей немало тех, кто приезжает сюда по второму, третьему и четвертому кругу.

Поддержка малого предпринимательства
Это не только специалисты и руководители хозяйств, которые обязаны проходить повышение квалификации раз в три года, но и представители малого бизнеса, которых, собственно говоря, ничего, кроме собственной выгоды, сюда не привлекает. В настоящее время наряду с развитием крупного сельскохозяйственного производства в экономике нашей области все большую роль приобретает мелкотоварное производство, и два года назад в институте дополнительного профессионального образования освоили новое направление — семинар «Помощь самозанятости населения». Нынче среди слушателей немало тех, кто заканчивал этот курс в прошлом году, открыл собственное дело и теперь разворачивается дальше.

Программа эта реализуется совместно с центрами занятости и предназначается для людей, которые хотят открыть свое дело. Администрация Новосибирской области давно и настойчиво развивает идею самозанятости населения, предоставляя при этом различные виды бюджетной поддержки малому предпринимательству на селе. И уже в каждом районе есть немало примеров успешной реализации этой идеи. К настоящему времени малый бизнес взяло под опеку и государство.

Семинары по самозанятости удачно вписались в такую политику. Особо популярными они стали в последний год, когда государство стало выделять неплохие деньги на поддержку малого предпринимательства. На этих двухуровневых семинарах слушатели не только получают определенную сумму знаний, необходимых для организации собственного дела, но и учатся грамотно разрабатывать бизнес-планы, которые впоследствии нередко выставляются на конкурс для получения субсидий.

Селу — многоукладную экономику
Направлений же малого бизнеса в глубинке — великое множество, и освоены они далеко не полностью. «Во все времена экономика российского села была многоукладной, — рассуждает по этому поводу Владимир Паршиков. — И хотим мы этого или нет, но к традициям (адаптированным, конечно, к современным условиям) нам придется возвращаться. Крупнотоварное производство села здорово изменилось. Если еще недавно в среднем поселении в нем было задействовано 300 — 600 человек, то сейчас не более 70 — 150. Это результат не только сокращения объемов, но и внедрения высоких технологий. А оставшимся без работы куда деваться? В город все не переедут. Поэтому без малого бизнеса решить проблему занятости сельского населения вряд ли удастся».

И то правда! Люди старшего поколения помнят, как раньше в каждой деревне были свои печники, шорники, кузнецы, гончары и так далее. Сейчас там некому ни печь сложить, ни коня «обуть», ни сани изготовить, ни кадку склепать. Во многих районах были свои пимокатни — сейчас их тоже нет. И это в Сибири! В результате овцеводство — в загоне. То же самое с коневодством, льняным производством, народными ремеслами. Неужели все это стало невостребованным? Востребовано! Нужны только люди, которые возродили бы эти производства и ремесла. И многие из этих направлений в перспективе намерен освоить институт.

Очень важное поле деятельности на селе, которое необходимо возрождать, — кооперативное движение, считают в ИДПО. И здесь следует признать, что при Советах оно было хорошо организовано. Повсеместно работали заготовительные пункты, по деревням разъезжали люди, которые собирали макулатуру, рога и копыта, шкуры и так далее. Сегодня департамент АПК области, а вслед за ним и ИДПО пытаются вернуться к этой проблеме, привлечь к ее решению все поселковые и районные администрации.

Учиться выгодно торговать
Однако что к настоящему времени выдвигается на первый план обучения аграриев-управленцев? В ИДПО уверены, что не технологические вопросы, а экономические надо ставить во главу угла, поскольку эффективность хозяйствования сейчас зависит прежде всего от умения адаптироваться к требованиям рынка, знания современных принципов управления, инициативности и предприимчивости руководителя. В технологическом плане наши сельхозорганизации дошли до определенного, достаточно высокого уровня. Давайте спросим любого агрария, какая проблема для него сейчас самая главная? Ответ будет один — сбыт продукции. И главное, чему должен научиться сегодня крестьянин, это выгодно торговать. Поэтому именно такая составляющая стоит в задачах института на будущий год как основополагающая.

«Без этого, что бы мы ни говорили, опять наживаться на крестьянском труде будут посредники, — уверен Паршиков. — Каждый производитель должен уметь находить рынки сбыта, договариваться о выгодных ценах, единым фронтом отстаивать свои интересы. И всему этому мы будем учить».

Сельскохозяйственное производство превратилось сейчас в полноценный бизнес. И это требует от его участников глубокого понимания основ экономического развития как на макро-, так и на микроуровне, а также познаний в области экономического планирования, финансирования и кредитования, налогообложения, бухгалтерского учета и аудита, коммерческой деятельности. Принимая управленческие решения, руководитель любого уровня не может обойтись без ситуационного и факторного анализа, многовариантных расчетов, создания информационных систем и систем поддержки принятия решений.

Подобные знания практически невозможно получить на курсах повышения квалификации. Для этого специалисту необходимо пройти профессиональную переподготовку, целью которой является получение новой специальности или новой квалификации на базе имеющегося образования. И у института есть программы, направленные на воспитание управленцев новой формации: инновационных менеджеров — специалистов, владеющих вопросами системного анализа и моделирования сложных производственных систем.

Инновациям — поддержку
Но возможен ли такой качественный скачок в подготовке специалистов АПК при тотальном дефиците кадров? Опыт передовых хозяйств показывает — возможен. Для этого нужны только желание и воля руководителя. И все же слишком масштабные задачи ставит жизнь перед отраслью. В связи с этим перемены должны произойти не только в самом сельхозпроизводстве, но в его инфраструктуре. Созданием ее сейчас активно занимается государство. В стране начинают действовать федеральные программы по созданию единой сети инновационного сопровождения АПК.

Одно из ее звеньев — информационно-консультационные центры. Созданы они будут как при департаменте АПК области, так и при Новосибирском государственном аграрном университете. В рамках вузовской структуры реализацией этого проекта займется региональный учебно-методический центр ИДПО. На организацию таких центров уже выделены федеральные целевые средства, и аграрный университет приступил к созданию площадки, которая станет демонстрационным полигоном показа техники нового поколения в рамках этого проекта.

Создание такой площадки решит наконец одну из давних проблем не только дополнительного образования, но самого университета. До настоящего момента материальная база НГАУ не имела в своем арсенале современной сельскохозяйственной техники. Будущие специалисты-аграрии постигали азы профессии на морально устаревших машинах. Экспериментальная площадка учебно-методического центра будет укомплектована новейшим сельскохозяйственным инвентарем и оборудованием. И эта работа уже идет. В целом же предназначение информационно-консультационных центров — это помощь хозяйствам по абсолютно всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности. Специалисты будут консультировать и давать конкретные рекомендации по экономическим, технологическим, организационным вопросам. Уже с декабря этого года ИДПО начнет оказывать селянам услуги такого рода.

Успевать самим, чтобы помочь успеть другим
Если же говорить о материальном состоянии самого ИДПО, то ему могут позавидовать многие. Хорошим условиям для работы и учебы неизменно удивляются преподаватели других вузов, которые здесь работают. На занятиях по экологическому праву для группы специалистов федерального агентства по рыболовству мы разговорились с доцентом кафедры государственно-правовых дисциплин Новосибирского гуманитарного института Владимиром Терещенко. «Для работы преподавателя здесь созданы все условия, я очень доволен», — заметил он. Аудитория в свою очередь была довольна самим занятием. «Мы работаем в правовом поле. И все, что нам здесь дают, просто необходимо в работе, — сказал специалист Верхне-Обского территориального управления Сергей Пузырев. — Очень понравилась всем лекция и по охране труда. В настоящее время вопросы безопасности на рабочем месте становятся особенно актуальными. И в институте им уделяют большое внимание».

В ИДПО созданы все условия для плодотворной учебы селян. Прекрасно оснащенные кабинеты и лаборатории, богатая библиотека, удобные лекционные залы, уютные общежития — все это нарабатывалось годами и продолжает совершенствоваться, благоустраиваться. Все шире входят в образовательный процесс новейшие информационные технологии. В институте два компьютерных класса, причем все машины оснащены только лицензионными программами. Как преподаватели, так и слушатели имеют доступ к сети интернет. Совершенствуется год от года демонстрационное сопровождение занятий. Интерактивные доски, мультимедийные проекторы — все это делает процесс обучения интереснее и эффективнее.

«Успех — значит успеть». Именно так формулирует для своих слушателей коллектив института саму суть нашего времени. Но прежде всего этой формулы придерживаются здесь сами, потому как понимают: чтобы помочь «успеть» другим, надо успевать самим. «Возможностей и подходов у дополнительного образования много, — уверен директор ИДПО Владимир Паршиков. — И мы никогда не останавливаемся на достигнутом. Пытаемся найти новые подходы, технологии обучения, курсы. Вооружая новыми знаниями селян, мы воспитываем профессионалов нового поколения, и это тот ценный ресурс, который обеспечит в перспективе дальнейший рост российского агробизнеса».

ПРИГЛАШАЕМ НА НОВЫЕ ПРОГРАММЫ:
• Эпизоотология — курс для ветеринарных врачей хозяйств, участков, фельдшеров (72 часа).

• Мясное скотоводство — программа интересна как специалистам, уже работающим в этой отрасли, так и тем, кто только собирается заняться мясным скотоводством (72 часа).

• Автоматизация бухгалтерского учета — получение практических навыков ведения автоматизированного бухгалтерского учета и отчетности (72 часа).

• Пользователь ПК — курс для начинающих и желающих приобрести навыки создания текстовых документов, электронных таблиц, работы в сети интернет и пользования электронной почтой (150 часов).

• Повышение квалификации бригадиров полеводства и животноводческих бригад (72 часа).

• Ветеринарная фармация — по окончании курса слушателям выдается свидетельство о повышении квалификации и сертификат специалиста.

ПРИГЛАШАЕМ НА СЕМИНАРЫ:
• Организация собственного дела. Бизнес-планирование.

• Психология деловых отношений:
— эффективный руководитель. Тренинг лидерства;
— тренинг преодоления конфликтов;
— деловое общение. Методы и техника успешной коммуникации;
— уверенное поведение в сложных ситуациях;
— тренинг влияния и противостояния влиянию.

• Актуальные вопросы разведения, содержания, кормления и воспроизводства по следующим направлениям животноводства:
— молочное и мясное скотоводство;
— свиноводство;
— пчеловодство.

• Профилактика послеродовых заболеваний и повышение оплодотворяемости животных.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: