Разговор глаза в глаза

Разговор глаза в глаза
В Доме актера открылась персональная выставка фотокорреспондента «Советской Сибири» Андрея Баулина с интригующим названием «Глаза в глаза». На ней представлены 50 портретов разных людей из всех слоев общества.
Родные и знакомые автора, а также незнакомцы, случайно повстречавшиеся Андрею в самых неожиданных местах и ситуациях. Есть и известные новосибирцам люди: художники, врачи, политики, священнослужители. Выставка совпала с тридцатилетием профессиональной работы Андрея Баулина в области фотографии.

Глядя на эти живые снимки, сразу ощущаешь необычайно проникновенные, выразительные и по-детски искренние взгляды людей, запечатленных в кадре. Ничто не ускользнуло от зоркого глаза фотографа: ни единого оттенка чувств, эмоций, мыслей, яркой индивидуальности каждого. Фотографии выглядят до того естественными, что кажется, изображение героев вот-вот оживет, а сами они задвигаются и заговорят. И становится ясно, что хотел передать мастер посредством фотоаппаратуры от героя зрителю, причем без искажений — в первозданной чистоте и ясности, и становится понятно название выставки, ведь именно так общается фотохудожник со своими героями — глаза в глаза.

Таково первое впечатление от работ Андрея Баулина. Чтобы проверить, правильно ли оно, несколько вопросов автору выставки:

— Андрей, каков ваш первоначальный замысел в создании этой выставки?

— Для меня очень значимо было показать не просто статичное изображение человека, но и отразить его образ во времени. Я мечтал через образ героя в кадре передать многоаспектность его внутреннего мира и душевного состояния. Также важно понять и прочувствовать, как сам человек ощущает себя в потоке времени, сопровождаемом вереницей бесчисленных и постоянно меняющихся оттенков настроения и внутреннего состояния. Но главное для фотографа — не только самому увидеть и уловить эту незримую информацию, но и зафиксировать ее с помощью средств фотографии, донести до зрителя. Моя основная задача — запечатлеть время в образе лиц.

— Зачем?

— Чтобы лица моих героев стали своеобразной характеристикой, неким образом времени, которое уходит. Чтобы потомки, глядя на эти лица, видели, как и чем жили наши современники.

— Как вам это удается?

— Стараюсь наблюдать за ними, стремясь увидеть черты, присущие только им, и еще отвечающие моим эстетическим задумкам. Иногда пытаюсь остановить кадр, как бы поймать его в нужный момент времени, вплоть до долей секунды. Иными словами, стараюсь передать динамику посредством статики. Насколько это удается, судить зрителю.

— Ваши герои, кто они? Есть ли среди них профессиональные модели?

— Мои герои — это простые люди, встречи с которыми происходят в повседневной жизни. Одних я снимал для газеты «Советская Сибирь», иных просто встречал на улицах и едва успевал запечатлеть. Кстати, самые лучшие мои снимки — спонтанные, они получаются натуральными, без масок и прикрас, без натянутых улыбок, а с открытым и искренним выражением лиц. Еще лучше, когда герой вообще не знает, что его фотографируют. Такие снимки ценны тем, что по ним можно отследить динамику внутреннего мира человека. Когда герой позирует, этого трудно достичь.

— А как люди реагируют, когда вы фотографируете их без разрешения?

— Обычно герои реагируют позитивно, с юмором. За все 30 лет только однажды был случай, когда женщина сурово сказала: «Без разрешения — нельзя!» Но чаще радуются и смеются, чем негодуют. Однажды я ехал в метро и случайно обратил внимание на выражение лица девушки с закрытыми глазами, слушающей музыку через наушники: оно было настолько чарующим и проникновенным, что я просто не мог не снять! И в момент, когда я уже собирался нажать на спусковую кнопку, незнакомка внезапно открыла глаза. Снимок получился великолепным, поскольку мне удалось запечатлеть десятки сменяющих друг друга чувств и эмоций одновременно — от изумления до непревзойденного восторга. Иногда люди вначале смущаются, робко отказываясь фотографироваться, а потом, расслабившись, с радостной улыбкой соглашаются, причем на снимке отображается последняя эмоция. Некоторых смущает не сама камера, а взгляды окружающих, их внимание. Люди привыкли сливаться с толпой, быть серенькими и незаметными. Рад тому, что хоть изредка удается увести их от этого стереотипа.

— Андрей, почему некоторые портреты черно-белые? Ведь современные цифровые технологии позволяют любые цветовые сочетания.

— Технологии-то позволяют, но для цветной фотографии чрезвычайно важен цветовой баланс. Если этот баланс нарушить, снимок получается дисгармоничным. В таких случаях и приходит на помощь черно-белый вариант. Например, однажды выражение лица и глаз девушки было идеальным для портрета, но шарфик на ней был кричаще ярким — красного цвета, что нарушало общий цветовой баланс, и лицо словно «терялось» на фоне аксессуара. И когда я впоследствии убрал цвет, гармония восстановилась. Иногда необходимо усилить некоторые черты портрета за счет сочетания света и тени, тогда цвет становится лишним, мешая поставленной задаче. Так что черно-белая фотография дает большие возможности, от нее ни в коем случае нельзя отказываться.

— Сколько выставок было в вашей жизни? Планируете ли выставлять свои работы в ближайшее время?

— Это уже вторая персональная выставка именно в этом зале. Самая первая была десять лет назад. Несколько раз я участвовал в коллективных проектах. Вскоре планирую сделать отдельную выставку портретов художников.

Выставка — это всегда попытка вступить в разговор. Работы Андрея вызвали на откровенность многих зрителей, никого не оставив равнодушным. Послушаем, что они говорят:

Вера Сергеева, актриса:
— Сразу чувствуется, что фотографа интересует жизнь во всех её проявлениях и что люди на портретах естественны, не позируют. А сами портреты интересны тем, что по ним прослеживается настроение героев.

Изяслав Борисов, преподаватель театрального института, режиссер:
— Здесь присутствует идея гармонии между человеком и средой. При взгляде на них в сознании возникает некий ассоциативный ряд, который пробуждает творческое воображение.

Татьяна, акушер-гинеколог:
— Привлекло разнообразие, люди на портретах из разных сфер жизни, из разных социальных слоев. Видно, что есть люди, близкие фотографу, а есть просто официальные лица. Но внутреннее «я» видно в каждом портрете.

Антон, школьник, 13 лет:
— Понравилось очень! Все фотографии яркие, интересные. Люди в кадре не скучные и серьезные, как обычно бывают на портретах, а веселые, улыбаются. Это поднимает настроение!

Выставка продлится до 18 ноября.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать