Как прийти к «одному окну»

Как прийти к «одному окну»
Жители города Обь могут оформить детские пособия, субсидию на оплату ЖКХ, получить загранпаспорт в одном месте и в удобное для себя время. Это стало возможным после открытия в городе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области.
Каждый из нас вынужден постоянно сталкиваться с громоздкой и неповоротливой бюрократической системой. Заплатить за квартиру, получить справку, оформить льготу. И, как правило, для того, чтобы получить нужную бумажку, нам приходится по нескольку дней ходить из кабинета в кабинет, сидеть в многочасовых очередях. Тратить не только время, но и нервы.

И вот первый опыт показал: решение есть! Теперь новосибирцам остается дождаться, когда и в областном центре начнет работать такой же многофункциональный центр. Его открытие обещано на декабрь.

«Здравствуйте, мне нужна справка»
Анна Львовна не любила ходить по инстанциям. Ей никогда не удавалось с первого раза понять, какие документы она должна принести, чтобы ей начислили пособие или субсидию на оплату жилья. Приходилось возвращаться, переспрашивать. А в последний раз вообще отказались что-либо объяснять, порекомендовав читать правила. Когда Анне Львовне понадобилось получить социальную карту, она узнала, что это можно сделать в МФЦ. Сразу на входе ее встретила очень милая девушка — администратор МФЦ. Все очень подробно, а главное, понятно объяснила и выдала талончик — электронную очередь. Только Анна Львовна уселась перед нужным кабинетом и приготовилась к долгому ожиданию, как на табло загорелся номер ее очереди.

В октябре 2008 года в городе Обь открылся многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области (МФЦ). Как пояснил директор МФЦ Роман Урнышев, «на сегодняшний день как физическими, так и юридическими лицами востребовано четыре основных направления услуг — социальная поддержка, недвижимость, предпринимательство и оказание услуг в сфере оформления гражданских прав. На первом этапе нами было принято решение начать взаимодействие с органами исполнительной власти, которые завязаны в одну технологическую цепочку. На сегодняшний день в МФЦ города Обь оказываются услуги по социальной поддержке населения».

Жителям города Обь не нужно посещать отделение Федеральной миграционной службы, отдел пособий и социальных выплат или службы дирекции единого заказчика. Все вопросы можно решить в МФЦ, в котором оказывается 80 видов услуг.

Например, иностранные граждане, придя в МФЦ, могут получить временную регистрацию и разрешение на работу. Россияне — оформить российский или заграничный паспорт, зарегистрироваться по месту жительства или сняться с учета.

Если в Новосибирске давно уже привыкли платить за коммунальные услуги и телефон в одном месте, по системе «Электронный город», у жителей области такой возможности пока нет. За исключением города Обь, где в МФЦ можно получить расчет стоимости жилищно-коммунальных услуг и оплатить их.

Там же в случае необходимости выдадут справку об отсутствии задолженности по квартплате. МФЦ предоставляет возможность в одном месте решить такие непростые вопросы, как приватизация жилья, оформление договора социального найма, получение справок о составе семьи, о неучастии в приватизации.

— Мы стремимся добиться такого положения дел, — говорит Роман Урнышев, — чтобы заявителю достаточно было только один раз прийти в МФЦ. Вся остальная работа по оформлению документов происходила уже без его участия.

Ирине Сергеевне была нужна справка о составе семьи. Получить такой документ несложно. Но проблема заключалась в том, что паспортистка в ее ЖСК принимала только по понедельникам с 10 до 12 утра. Ирине Сергеевне нелегко отлучиться с работы, и в результате целый месяц она не могла попасть на прием. Пока ей не сказали про МФЦ. За обеденный перерыв Ирина Сергеевна без проблем получила справку.

Особое внимание обращено на тех, кто нуждается в помощи государства. В МФЦ занимаются оформлением всех видов пособий для женщин с детьми, ветеранов труда, инвалидов, участников войны, вдов военнослужащих, реабилитированных, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Евгений Борисович имеет право получать субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг. Вот только для этого каждый раз приходится собирать целую стопку документов. Принести справки о составе семьи, о доходах тех, кто постоянно зарегистрирован у него в квартире. А самое сложное — справка о платежах за жилищно-коммунальные услуги, которая действительна всего два дня. Оказалось, что в МФЦ нужно приносить только те бумаги, которые у Евгения Борисовича всегда под рукой, — паспорт, документы на квартиру, свидетельство о браке. Все остальные справки в МФЦ делают сами. И сразу начисляют субсидию.

Самые востребованные услуги на сегодняшний день — это оформление детских пособий, субсидий на оплату ЖКХ и загранпаспортов.

Недавно в МФЦ появилась новая услуга — возможность пожаловаться в Роспотребнадзор. А в ближайшее время станет доступно подать жалобу в инспекцию по труду. В этой инстанции очень жесткий порядок: если обиженный работодателем человек подает жалобу, но при этом собрал неполный пакет документов или не в те сроки, ему будет отказано в приеме. Поэтому очень важно получить подробную предварительную консультацию — их предоставляют специально подготовленные сотрудники. Кроме того, в МФЦ работает контакт-центр — «горячий телефон». Граждане могут позвонить по телефонам 325-12-80 и (383-73)56-105 и задать интересующие их вопросы.

За минувший год деятельности МФЦ выдано около 60 000 электронных очередей — столько посетителей побывало тут и все получили талончик к окну оператора. Притом что в Оби проживает всего 25 000 человек. Эти цифры объективно отражают востребованность услуг МФЦ.

— Сейчас мы обслуживаем около 300 человек в день, — рассказал Роман Урнышев. — Фактически на небольшой площади собраны представители нескольких служб. Деятельность МФЦ выгодна не только посетителям, но и органам исполнительной власти. Фактически мы сокращаем для этих организаций издержки и затраты по созданию филиальной сети. В частности, до открытия МФЦ у инспекции по труду в городе Обь не было своего представительства. Мы приближаем эти структуры к непосредственному потребителю.

Большое внимание уделяется информатизации процесса. Сегодня департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области оказывает 110 мер социальной поддержки, которые разнесены по 14 программным продуктам, написанным в разное время. Следовательно, данные на условного Иванова требуется заносить в базу 14 раз. Сейчас проходит опытная эксплуатация единого программного продукта — социального паспорта гражданина, который позволит заменить эти 14 на одну. В последующем МФЦ будет являться клиентской службой для органов исполнительной власти. По моим оценкам, оказание услуг в сфере социальной поддержки населения по принципу «одного окна» мы планируем ввести уже через год. По недвижимости и предпринимательству — через два-три года.

Сейчас идет активная работа по подготовке соглашений между МФЦ, департаментом труда и занятости населения Новосибирской области и департаментом социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области. Для получения некоторых пособий и социальных выплат человеку необходима справка из центра занятости населения о том, что он не состоит там на учете. В МФЦ отрабатывается механизм, позволяющий упростить получение этой услуги потребителем. Человеку достаточно будет прийти, имея при себе только паспорт, написать заявление, а все дальнейшие действия произойдут без его участия. Сотрудник МФЦ возьмет в центре занятости эту справку, передаст ее в отдел пособий и социальных выплат, и заявителю будет начислено пособие. Планируется заключить подобное соглашение и с Пенсионным фондом.

В МФЦ, который уже совсем скоро откроется в Новосибирске, идет работа по трем направлениям: социальная сфера, недвижимость и предпринимательство. Причем будет использоваться усовершенствованная система работы. Оператор, получая от заявителя необходимые документы, с помощью курьерской службы МФЦ или интернет-программ будет отправлять их в соответствующие инстанции для оформления.

На пути к административной реформе
Поскольку МФЦ наиболее приближен к решению самых реальных и насущных проблем населения, он является неотъемлемой частью административной реформы. И позволяет решать задачу совершенствования процесса предоставления государственных услуг, в том числе с использованием современных технологий.
Административная реформа непрерывно проводится с 1991 года, с момента прекращения советского общественного и государственного строя и преобразования социалистической плановой экономики в рыночную.

Для развития любого серьезного процесса, к которым относится и административная реформа, сложно определить четкие временные рамки, и по большому счету она не ограничена сроками действия ни федеральной концепции, ни региональной программы, эти документы задают новые направления реформы, систематизируют проводимые мероприятия, ведь динамика развития ситуации предполагает открытие новых потенциалов, ставит новые задачи и приоритеты.

В создании МФЦ нашли свое практическое применение все составляющие административной реформы — и противодействие коррупции, и повышение эффективности взаимодействия государства и общества, и модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.

По словам Романа Урнышева, «на протяжении последних трех лет происходят позитивные изменения в реализации административной реформы. Началась регламентация услуг, которые оказывают органы исполнительной власти. Наконец появился нормативный акт, который декларирует порядок оказания той или иной услуги. То есть у госслужащего появились четко установленные сроки, в которые он обязан подготовить документ, и конкретные условия его подготовки. К сожалению, пока этот процесс не закончен. И решить, кому, когда и какую справку выдать, в ряде случаев решает не закон, а каждый конкретный госслужащий».

Без участия заявителя
Основные цели МФЦ — повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, сокращение сроков их оказания и количества взаимодействия заявителя с органами исполнительной власти. Но пока у руководителей органов исполнительной власти нет окончательного понимания роли МФЦ в структуре государственного управления, пока не изменена нормативная база выстроить взаимодействие без участия заявителя достаточно сложно.

Существенные трудности создает федеральное законодательство. Оно отстает от требований, предъявляемых Правительством РФ к процессу оказания государственных услуг. Масса ведомственных нормативных актов не дает возможности наладить информационный обмен между службами, а это, по сути, основной барьер в деятельности МФЦ.

— В настоящее время действует Федеральный закон № 152 «О персональных данных», который запрещает без согласия заявителя использовать его данные. То есть оператор МФЦ не может от имени Иванова затребовать данные о составе его семьи, если от него не будет получено письменного согласия. Эту проблему необходимо решать как можно быстрее, — говорит Роман Урнышев. — Основная задача, которую я ставлю сегодня, — полностью перейти к работе по принципу «одного окна». А для этого необходимо договориться с руководителями целого ряда структурных подразделений органов исполнительной власти, разработать и подписать соглашения, внести изменения в областное законодательство, подготовить ряд межведомственных регламентов. Это самая сложная проблема, которую мы должны решить для обеспечения оптимальных результатов работы МФЦ. Для ее решения и будут разрабатываться и приниматься взаимные соглашения, сложносоставные административные регламенты и прочие документы.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать