Сложно как никогда за десять лет…

Власти Новосибирска провели публичные слушания проектов плана социально-экономического развития города и бюджета на 2010 год. Как выяснилось, мегаполис ожидают непростые времена — продолжающийся спад в ряде сфер жизнедеятельности и дальнейшее снижение общего уровня доходов. И главную задачу чиновники видят в том, чтобы суметь максимально эффективно распорядиться имеющимися ресурсами и не допустить явного ухудшения условий жизни новосибирцев.
О перспективах полуторамиллионного регионального центра в предстоящем году, а также в период до 2012 года, участникам слушаний, собравщимся в большом зале мэрии, подробно доложила глава городского департамента экономики и финансов Ольга Молчанова. Первым делом докладчица откровенно сообщила о том, что обсуждаемые документы — «самые сложные за последние 10 лет». «Никогда еще после кризиса 1998 года мы не рассматривали корректировки показателей на последующий период с такими, можно сказать, отрицательными тенденциями», — отметила Ольга Молчанова. Прозвучавшие далее цифры и в самом деле выглядели не особо оптимистично, если учесть, что с 2000 года ежегодный прирост городского бюджета составлял порядка 20%.

Заметив, что текущий, 2009 год, Новосибирск, как и в целом страна, закончит с более низкими показателями, чем в 2008 году, что в общем-то характерно для всей России, Ольга Молчанова дала понять, что достичь темпов докризисного уровня в целом мегаполису удастся лишь к 2012 году. А потому 2010 год обещает быть весьма напряженным. Например, падение промышленного производства в 2010 году приостановится, но останется на уровне 2009 года, то есть на 7% ниже, чем в 2008 году. Также предстоит дальнейшее, причем весьма существенное, сокращение доходов бюджета. Если в 2008 году доходы превышали 29 млрд рублей, а в 2009 году сократились до 26,5 млрд, то в 2010-м этот показатель составит 27,7 млрд рублей при расходах в 28,6 млрд рублей. Налоговые доходы оцениваются в 10,7 млрд рублей (в 2008 году было 11 млрд, а в 2009-м — 10,5 млрд руб.), неналоговые доходы — 6,9 млрд рублей (в 2008 году было более 9 млрд, в 2009-м — 5,6 млрд рублей). В то же время безвозмездные поступления сократятся до 10 млн рублей (в 2008 году было 9,2 млрд, в 2009-м — 10,2 млрд рублей). Прибыль эффективно работающих предприятий упадет до 23 млрд рублей (в 2008 году было почти 60 млрд, а в 2009-м — 35 млрд рублей). Инвестиции в основной капитал сократятся до 36 млрд рублей (в 2008 году было 78,8 млрд, в 2009 году — почти 50 млрд рублей).

В связи с ограниченностью бюджетных средств предстоит сокращение ассигнований на обновление материально-технической базы объектов муниципальной собственности. В целом капитальные вложения в эту сферу уменьшатся до 2,5 млрд (в 2008 году было 5,7 млрд, в 2009-м — 3,5 млрд рублей). Расходы на жилищное строительство сократятся до 211 млн рублей (против 1,2 млрд в 2008-м и 772 млн в 2009 г.), строительство объектов образования — до 29,5 млн (против 1,2 млрд в 2008-м и 149 млн в 2009 г.), строительство объектов здравоохранения — до 60 млн рублей (против 352 млн в 2008-м и 152 млн в 2009 г.), объекты культуры вообще не предполагается возводить.

В то же время несколько подрастут по сравнению с 2009 годом расходы на строительство спортивных объектов — 395 млн против 362 млн рублей (в 2008 году было 740 млн рублей). Строительство дорог и объектов транспортной инфраструктуры, относящееся к приоритетным направлениям деятельности, останется на достаточно высоком уровне — 1,3 млрд рублей (в 2008 году — 1,4 млрд, в 2009-м — 1,5 млрд рублей). В частности, продолжится строительство станции метро «Золотая нива» и начнется строительство новой станции «Площадь Станиславского» и третьего моста через Обь. Коммунальное строительство вырастет по сравнению с текущим годом с 300 до 357 млн рублей (в 2008 году — 587 млн рублей). На строительство объектов молодежной политики планируется потратить даже больше, чем в докризисный период, — 15 млн рублей против 13,8 в 2008 году (2009 год — 7,1 млн рублей).

Также власти намерены уделить особое внимание поддержке промышленных предприятий в целях увеличения налогооблагаемой базы; развитию научно-производственной интеграции и инфраструктуры инновационной деятельности для повышения технологического уровня и конкурентоспособности новосибирской продукции; формированию благоприятного инвестиционного климата и механизмов муниципальной поддержки научно-промышленного комплекса; поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства; совершенствованию системы управления развитием потребительского рынка города.

Что касается жизни основной массы горожан, то особых изменений не предвидится. Численность постоянного населения города Новосибирска останется на прежнем уровне и составит 1,4 млн человек. Сохранятся на уровне 2009 года количество официально зарегистрированных безработных (13,1 тысячи человек) и среднемесячная заработная плата (21,3 тысячи рублей). Существенно могут улучшиться условия жизни пенсионеров, так как сумма пенсионных выплат подрастет с 19 млрд в 2008-м и 24 млрд в 2009-м до 36,5 млрд рублей и средний размер пенсии в 2010 году будет превышать 8 тысяч рублей.

В завершение своего выступления Ольга Молчанова отметила, что на фоне переживаемых страной и регионом трудностей «наша основная задача на ближайшие три года — обеспечить наиболее эффективное использование тех ограниченных ресурсов, которые у нас есть… и сделать так, чтобы жизнь жителей города не ухудшилась».

У небольшого количества обычных горожан, пришедших на слушания, претензий к проектам основных городских документов не возникло. Выступивший в качестве эксперта доктор экономических наук Владимир Клисторин также отметил, что, на его взгляд, документы составлены вполне грамотно и отвечают той реальной ситуации, которую, к сожалению, изменить нельзя. В итоге документы получили одобрение общественности. И теперь им предстоит пройти защиту на сессиях новосибирского горсовета.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать