Найти свой путь и им идти

Найти свой путь и им идти
В мае на экраны страны вышел фильм Владимира Пасечника «Путь». Уже в первые дни показа картина вызвала бурный всплеск зрительских эмоций и отзывов, причем как положительных, так и отрицательных, практически никого не оставив равнодушным. Учитывая то, что «Путь» является режиссерским дебютом Пасечника, то столь насыщенную эмоциями реакцию зрителя разных возрастных категорий можно считать критерием успеха и популярности фильма.


Дебаты вокруг остросюжетного блокбастера не прекращаются и по сей день. Мы решили разобраться, в чем же причина?

Фильм «Путь» повествует о судьбе молодого человека по имени Алекс, прошедшего суровые жизненные испытания, которые в корне изменили его дальнейшую жизнь. Взрослея и преодолевая множество превратностей судьбы: находя, а затем теряя друзей и близких, побывав в разных странах и континентах, попадая в опасные и, казалось бы, безвыходные ситуации, герой в конечном итоге «обретает берег» — находит свой путь в жизни (отсюда — и название фильма), постигнув смысл человеческого существования. Но главное, на этом тернистом пути он встречает то, что впоследствии станет для него дороже самой жизни… В конце фильма Алекс, уже зрелый мужчина с устоявшимися жизненными принципами, анализируя свое прошлое, искренне радуется, что его судьба сложилась именно так, а не иначе. И сам становится поддержкой и опорой для молодого поколения, помогая им обрести себя в этом безумном, полном соблазнов и опасностей, мире, как в свое время помогли ему.

Реакция на фильм во многом зависела от возраста зрителей. Так, молодые люди призывного возраста усмотрели в нем «политические мотивы», якобы призванные «заставить их служить в армии». Граждане среднего и пожилого возраста по достоинству оценили мастерство сценаристов и постановщиков. Их привлекло как совмещение в сюжете двух различных эпох, так и участие в картине сразу нескольких звезд спорта: бронзового призера XXVIII Олимпийских игр по дзюдо Дмитрия Носова, двукратной чемпионки мира по художественной гимнастике Ирины Чащиной, чемпиона мира по боям без правил Олега Тактарова, чемпиона мира по боксу Николая Валуева. Многие обрадовались возможности побывать в тайских джунглях и на американском авианосце, заглянуть внутрь Шаолиньского монастыря и увидеть Великую Китайскую стену. Фильм снимался в Таиланде, Китае и США.

Некоторые зрители не восприняли картину всерьез, а расценили ее как простой приключенческий боевик с «закрученным» сюжетом. Многим события жизни главного героя показались надуманными и нереальными.

Однако мало кто знает, что фильм «Путь» снят по мотивам книги Александра Червоненко «Судный день». Чтобы узнать истинную историю выхода в свет столь активно обсуждаемой кинокартины, мы встретились с одним из авторов сценария фильма «Путь», автором книги «Судный день» доктором Александром Червоненко. Выяснилось, что у главного героя фильма есть реальный прототип, а большинство событий, положенных в основу сюжетной линии, правдоподобны и реальны, хотя между сюжетами книги и фильма имеются значительные расхождения. Более подробно — в интервью.

— Александр Ефимович, каковы основные различия между сюжетом вашей книги и фильмом «Путь»?

— Различия на самом деле огромны! Первое и главное из них — временной фактор: действие моей книги происходит в начале 70-х гг. прошлого века, а по замыслу режиссера действие фильма перенесено в начало 90-х.

— Почему и с какой целью это было сделано?

— 70-е — это слишком давний временной отрезок для нынешней молодежи и людей среднего возраста. То ли дело «лихие 90-е», которые помнят люди всех поколений. Второе принципиальное отличие — это сам сюжет. В моей книге главный герой проходит суровую школу жизни в несколько иных обстоятельствах, нежели те, в которые поместил его режиссер. Так, красной нитью сквозь весь фильм проходит идея борьбы с наркомафией и международным терроризмом. В 70-е о наркотиках и террористах еще и речи не было, особенно в СССР, и мой книжный герой служил Родине в спецподразделении несколько иного назначения. Хотя действие тоже происходило на Ближнем Востоке. Если говорить в целом, многие события, происходящие с киногероем, реальны, но обстоятельства его жизни вымышлены, в отличие от героя книги они подогнаны режиссером под реалии современной жизни. Проблема распространения наркотиков в современном мире очень актуальна, поэтому здесь я сознательно пошел на компромисс с режиссером, несмотря на, казалось бы, столь значимые отличия в сюжетах книги и фильма. Хотя не буду скрывать: некоторые эпизоды мне приходилось практически отстаивать, чтобы сохранить основную идею, ради которой я вообще согласился на экранизацию моей книги.

— Какова же эта идея?

— Воля, товарищи, спорт, армия, умение защитить слабого, постоять за себя, отстаивать свои принципы. Все это меняет людей и помогает им жить, оставаясь при этом людьми. И часто вырывает их из болота трусости, предательства, алкоголизма, наркомании… Кроме того, судьба подарила киногерою встречу с Человеком действительно с большой буквы, передавшим ему бесценные знания, которые впоследствии помогли ему выжить в экстремально опасных условиях. И не просто выжить, но и в самых сложных жизненных обстоятельствах сохранять лицо и человеческое достоинство. На личном опыте мой герой постиг: знания — это единственная истинная ценность, которой может обладать человек. Ведь их невозможно потерять, их нельзя отнять в отличие от материальных ценностей. Хочется верить, что фильм будет интересен тем, кто захочет сделать шаг вперед в познании мира и своего места в нем. Или хотя бы просто задуматься над тем, зачем мы явлены в этот мир.

— Однако, судя по отзывам о фильме, разгадать ваш замысел сумели далеко не все зрители. Многие из них концентрировались исключительно на сюжете, назвав его «до смешного банальным»…

— Безусловно, не все зрители сумели ощутить философский подтекст и глубинный смысл, заложенный в фильме, призванный побудить человека задуматься и начать всерьез размышлять над непростыми реалиями нашей повседневной жизни. Этими размышлениями пронизан весь фильм, невзирая на стандартный, казалось бы, сюжет. Жизнь любого человека вообще практически всегда банальна и укладывается в простой сюжет. Но разглядеть и тем более осмыслить в простоте и банальности непростые вещи могут далеко не все. Даже если меня не все слышат, вовсе не значит, что я молчу.

— Вы представились как доктор. Писатель и сценарист — ваша вторая профессия или это просто хобби?

— Ни то и ни другое. Я действительно доктор, долгое время работал хирургом. Я не писатель и уж тем более — не сценарист. Просто в какой-то момент жизни появилась внутренняя потребность изложить на бумаге то, о чем я размышляю и от чего не сплю по ночам, и поделиться своим думанием с людьми. Так появилась книга «Судный день». Потом мне неожиданно предложили ее экранизировать. Кстати, предложения были сразу от нескольких режисcёров. Но я не нашел с ними, как говорится, точек соприкосновения. Для меня главное было — сохранить в фильме основной принцип, что всего в жизни можно добиться только через самопознание и труд, и, проведя его через ключевые события жизни героя, через его образ, показать пример той категории людей, которая способна разглядеть смысл между строк. Поэтому я закрывал глаза на шероховатости сюжета фильма и мелкие технические несостыковки.

— Как вам удалось так гармонично совместить два мира: мир художественных образов и столь жесткую реальность? Каково соотношение вымысла в книге и в фильме?

— Для этого-то я и отстаивал некоторые эпизоды, добиваясь, чтобы в фильме были отражены хотя бы ключевые моменты судьбы Алекса. Например, его встреча с человеком по имени Чэн, их дальнейшее общение. Боевые сцены, схватки — это, конечно, не главное. Главное другое — боевое братство! Мужская дружба! Что касается книги, то многое, описанное там, имело отношение к реальности. В фильме вымысла больше. Мне, конечно, несколько удивительно было видеть себя, чинно восседающего в кабинете Кремля. Я всего лишь доктор из Питера (смеется). Но такую концовку придумал режиссер, и, как я уже говорил, для меня это было непринципиально, поэтому спорить не стал. Но некоторые моменты совпадают полностью, например эпизод с рыбой. Здесь не пришлось ничего придумывать и, как вы говорите, совмещать. В фильме много сцен рукопашных схваток. Поэтому-то и подбирали для съемок не профессиональных актеров, а опытных спортсменов, чтобы отразить подлинность боевых сцен. Обучить актеров боевым искусствам, тем более за такой срок — нереально. И даже хорошо, что ребята сыграли героев так искренне и проникновенно. Возможно, у настоящих актеров так бы не получилось.

— В заключение нашего разговора что бы вы хотели пожелать зрителям и нашим читателям?

— Зрителям я хочу пожелать не только смотреть, но и видеть. Всем без исключения от всей души желаю здоровья и удачи во всех благих начинаниях и еще — обрести себя в этом мире, найти свой путь в жизни, и им идти...
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать