О форме и содержании

Нужна ли нынешним школьникам школьная форма?.. Способствуют ли одинаковые по цвету и покрою костюмы и платья лучшему усвоению необходимых знаний и более здоровой морально-психологической атмосфере в классе?.. В этом попытались разобраться новосибирские чиновники, директора общеобразовательных учебных заведений и руководители компаний — производителей форменной одежды для детей.


Подавляющее большинство жителей нашей страны прекрасно помнят те не столь отдаленные времена, когда коричневые либо синие платья с черными фартучками и синие костюмы с белыми рубашками были неотъемлемой частью школьной жизни девчонок и мальчишек. Нравилась ли нам, тогдашним школьникам, такая одежда?.. Трудно сказать. Являться на уроки именно в таком виде считалось нормой. В 90-х годах, которые теперь принято именовать «лихими», правила жизни, в том числе и школьной, радикально изменились: единообразную форму упразднили на федеральном уровне в 1992 году. На смену аскетичным школьным платьицам и костюмам пришли джинсы, майки и кроссовки. Однако и по сей день, спустя 17 лет, споры о том, нужна ли детям форма, не прекращаются. И недавно проходивший в пресс-центре «Комсомольская правда» «круглый стол» на данную тему с участием специалистов управления образования новосибирской мэрии — наглядное подтверждение тому, что вопрос остается открытым.

Костюм — дело добровольное
Разговор начался с заявления начальника отдела общего образования главного управления образования Новосибирска Галины Черкасовой о том, что в планы властей — как федеральных, так и местных — вовсе не входит вновь насильно обязывать всех школьников наряжаться в одинаковые строгие одежды. И что все страхи и слухи на данную тему необоснованны. По словам Галины Иннокентьевны, реально существует лишь датированное 2001 годом письмо Министерства образования РФ, в котором содержатся рекомендации по поводу внедрения спецодежды для учащихся школ, но никак не распоряжения. Да, во многих регионах России школьная форма была введена постановлениями губернаторов. Однако в Новосибирской области власти предпочитают оставлять педагогам, детям, а также их родителям право самостоятельного выбора в этом вопросе. В то же время, по данным Галины Черкасовой, на сегодняшний день в 49% общеобразовательных школ Новосибирска школьная форма введена — по совместному решению руководства и учеников. То есть по «инициативе снизу». И это, по мнению чиновницы, скорее очень хорошо, нежели плохо. «Безусловно, школьная форма дисциплинирует, — полагает Галина Черкасова. — Если ребенок пришел на урок в деловом костюме, он нацелен на рабочий лад».

Такую точку зрения полностью разделили работники школ. По мнению директора школы № 159 Заельцовского района Татьяны Горбачевой, школьная форма также учит детей «грамотно себя презентовать», что весьма полезно для будущей «взрослой» жизни. А Валентина Вихорева, директор школы №126 Калининского района, где форма была вновь введена 8 лет назад, с готовностью поделилась опытом собственной работы. По ее словам, руководство школы действовало очень деликатно: сначала идею единой форменной одежды активно пропагандировали, проводили соответствующие опросы среди учащихся. Когда стало ясно, что большая часть школьников не возражает против такого нововведения, детям предоставили возможность самим выбрать стиль и цветовую гамму будущей формы. В итоге обязательным для каждого учащегося считается деловой костюм черного, синего, коричневого либо серого цвета. Покрой может быть разным. По убеждению Валентины Вихоревой, форма непременно «должна быть к душе». И не беда, если костюмы не совпадают до малейших деталей. Кроме того, форма должна быть доступной финансово. Не секрет, что уровень жизни в семьях школьников различный, покупать дорогие вещи могут позволить себе далеко не все. И такой относительно свободный подход дает возможность выбрать наиболее подходящий во всех отношениях вариант.

Выделяться — так умом
С тем, что в школьной форме больше «плюсов» нежели «минусов», согласен и психотерапевт Игорь Пожидаев. По его мнению, детям, особенно в подростковом возрасте, безусловно, присуще стремление как-то выделяться среди одноклассников. Однако выгодно отличаться можно не только одеждой. И в этом плане форма в определенной степени может «подталкивать» ребенка к поискам скрытых резервов внутри самого себя. В частности, к тому, чтобы лучше других успевать в учебе. «Те звери и птицы, у кого нет яркой окраски, отличаются голосом, повадками… Павлин — птица яркая, но не поет… А соловей — птица невзрачная, зато какой голос!» — привел убедительный пример психотерапевт.

Он также согласился с тем, что школьнику, одетому в синюю или черную форму, а не в джинсы, гораздо проще вжиться в роль учащегося. «Форма стирает личность, но позволяет человеку более эффективно выполнять заданные функции», — уверен Игорь Пожидаев.

А вот добиваться «инициативы снизу» чиновникам и директорам школ, по мнению психотерапевта, вовсе необязательно. Свобода выбора непременно порождает проблему выбора. И следовать уже готовым правилам игры зачастую куда проще, чем формировать таковые самостоятельно.

Западный опыт
Рассуждая о целесообразности введения школьной формы, участники «круглого стола» вспоминали не только о «советском» прошлом, но и об опыте наиболее развитых стран мира. Стоит отметить, что и там этот вопрос решается по-разному.

Пожалуй, наиболее интересный поворот «из крайности в крайность» история со школьной формой обрела в Японии. Еще 10 лет назад отношение японских школьников к обязательной для всех форменной одежде было откровенно негативным, форма считалась символом подавления индивидуальности, за ее отмену шла настоящая борьба. Но с 2003 года та же форма для девочек — белые блузки, темно-голубые плиссированные мини-юбки, гольфы до колен и легкие кожаные туфли — вдруг стала эталоном подростковой моды. Японские школьницы готовы носить форму даже в выходные дни. И теперь психологи и учителя, напротив, обеспокоены тем, что подростки совершенно не стремятся к индивидуальности.

В Англии, например, есть школы, имеющие весьма четкие и строгие требования к форменной одежде, которая включает все — от обуви до спортивного инвентаря. Как правило, мальчики обязаны носить рубашку, брюки и пиджак-блейзер, а девочки носят такую же форму, но с юбкой вместо брюк. В зимнее время форма предусматривает куртку или плащ, а также шарф. Некоторые школы даже имеют собственные магазины, в которых все это следует приобретать за весьма немалые деньги. Такая форменная одежда подчеркивает статус учащегося. Но нельзя не отметить, что наряду с этим в той же Англии есть и школы, где вполне достаточно быть одетым во что угодно — лишь бы выглядеть аккуратно. В США ситуация примерно та же: школьная форма — признак элитных школ. Таким образом, и у детей, и у родителей остается право выбора. Может быть, это и есть та самая золотая середина?..
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать